XjA, XjB - средние арифметические величины показателей уровня соматического здоровья в начале и в конце эксперимента (в баллах);
а = XjB - XjA –
разница между средними арифметическими величинами показателей уровня соматического здоровья в начале и в конце эксперимента (в баллах);
t - критерий Стьюдента, статистический показатель, определяющий уровень достоверности полученной разницы в показателях в конце и начале эксперимента;
х.в-х.а . С = П1 + П2_2
Xja, Xjb - ошибки среднего арифметического;
С - число степеней свободы вариаций от 1 до <х>;
пь пг - число респондентов.
Из показателей, приведенных в таблице 5, следует, что у юношей контрольной группы средний показатель состояния соматического здоровья за два года снизился на 1 балл, что соответствует низкому уровню здоровья (по методике Апанасенко). Это свидетельствует о том, что учебная нагрузка на учащихся возросла, а традиционное физическое воспитание не смогло компенсировать негативные последствия этого фактора. В экспериментальной группе средний показатель состояния соматического здоровья за 2 года возрос на 4 балла и составил величину 10 баллов, что соответствует высокому уровню здоровья (по методике Апанасенко). Прирост в 4 балла является статистически достоверным, так как значение критерия Стьюдента - 22,2 соответствует высокой степени р < 0,001.
Аналогичные результаты в приросте показателей состояния соматического здоровья у девушек экспериментальной группы. Значение критерия Стьюдента для разницы показателей в конце и начале эксперимента (для экспериментальной группы) составило 19,9, что также соответствует высокой степени вероятности р < 0,001.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на возросшую учебную нагрузку и приближение выпускных экзаменов, у старшеклассников экспериментальной группы в результате проведенного педагогического эксперимента значительно возросли показатели состояния соматического здоровья - как у юношей, так и у девушек (Рис. 14).
Сравнивая показатели количественного распределения юношей экспериментальной группы по уровню соматического здоровья в начале и в конце эксперимента, констатируем, что группа с высоким уровнем состояния соматического здоровья возросла с 3% до 54%, а группа с низким уровнем состояния соматического здоровья соответственно уменьшилась с 31% до 4%, что свидетельствует о высокой эффективности процесса физического воспитания (Приложение 7, рис.3, 5).
Сравнивая аналогичные показатели у девушек экспериментальной группы, отметим, что число старшеклассниц с высоким уровнем состояния соматического здоровья возросло с 5% до 59%, а соответственно с низким уровнем состояния соматического здоровья уменьшилось с 28% до 6% (Приложение 7, рис.4, 6), что также свидетельствует о безусловном успехе педагогического эксперимента.
У старшеклассников контрольной группы, за тот же период времени у юношей незначительно (на 3%) увеличилось число входящих в группу с низким уровнем состояния соматического здоровья, соответственно на 3% возросло количество входящих в группу со средним уровнем здоровья и численный состав группы с высоким уровнем здоровья не изменился.
У девушек контрольной группы количественно состав лиц, входящих в группы здоровья, существенно не изменился.
Сравнивая показатели количественного состава групп с высоким уровнем состояния соматического здоровья у юношей и девушек экспериментальной группы (54% и 59% соответственно) и количественный показатель старшеклассников, систематически выполняющих условия ЗСЖ (66%), отметим высокую взаимосвязь этих показателей, свидетельствующую о том, что регулярное следование принципам ЗСЖ неоспоримо способствует повышению уровня состояния соматического здоровья.
Тонкости педагогики:
Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья
Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества в его движении к исторически новому состоянию. Проблемы здоровья исследуют ученые многих специальностей: врачи, организаторы здравоохранения, педагоги, философы, гигиенисты, экологи, социолог ...
Духовность как ценностная ориентация старшеклассников лицея
Проанализированы подходы к понятию «духовность», которые являются необходимыми для формирования высококультурной личности. Приведены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций лицеистов. В настоящие время российское образование, как и общество в целом, вступило в новый этап своего ...
Организация профилактики правонарушений для несовершеннолетних в
образовательном учреждении
Цель практической части: создание условий для выявления взаимосвязи между уровнем досуговой занятости подростков и совершением правонарушений. Задачи: Подобрать объект исследования; Изучить личностные особенности подростка; Организовать проведение методик, анкеты; Провести обработку данных; Дать ре ...