XjA, XjB - средние арифметические величины показателей уровня соматического здоровья в начале и в конце эксперимента (в баллах);
а = XjB - XjA –
разница между средними арифметическими величинами показателей уровня соматического здоровья в начале и в конце эксперимента (в баллах);
t - критерий Стьюдента, статистический показатель, определяющий уровень достоверности полученной разницы в показателях в конце и начале эксперимента;
х.в-х.а . С = П1 + П2_2
Xja, Xjb - ошибки среднего арифметического;
С - число степеней свободы вариаций от 1 до <х>;
пь пг - число респондентов.
Из показателей, приведенных в таблице 5, следует, что у юношей контрольной группы средний показатель состояния соматического здоровья за два года снизился на 1 балл, что соответствует низкому уровню здоровья (по методике Апанасенко). Это свидетельствует о том, что учебная нагрузка на учащихся возросла, а традиционное физическое воспитание не смогло компенсировать негативные последствия этого фактора. В экспериментальной группе средний показатель состояния соматического здоровья за 2 года возрос на 4 балла и составил величину 10 баллов, что соответствует высокому уровню здоровья (по методике Апанасенко). Прирост в 4 балла является статистически достоверным, так как значение критерия Стьюдента - 22,2 соответствует высокой степени р < 0,001.
Аналогичные результаты в приросте показателей состояния соматического здоровья у девушек экспериментальной группы. Значение критерия Стьюдента для разницы показателей в конце и начале эксперимента (для экспериментальной группы) составило 19,9, что также соответствует высокой степени вероятности р < 0,001.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на возросшую учебную нагрузку и приближение выпускных экзаменов, у старшеклассников экспериментальной группы в результате проведенного педагогического эксперимента значительно возросли показатели состояния соматического здоровья - как у юношей, так и у девушек (Рис. 14).
Сравнивая показатели количественного распределения юношей экспериментальной группы по уровню соматического здоровья в начале и в конце эксперимента, констатируем, что группа с высоким уровнем состояния соматического здоровья возросла с 3% до 54%, а группа с низким уровнем состояния соматического здоровья соответственно уменьшилась с 31% до 4%, что свидетельствует о высокой эффективности процесса физического воспитания (Приложение 7, рис.3, 5).
Сравнивая аналогичные показатели у девушек экспериментальной группы, отметим, что число старшеклассниц с высоким уровнем состояния соматического здоровья возросло с 5% до 59%, а соответственно с низким уровнем состояния соматического здоровья уменьшилось с 28% до 6% (Приложение 7, рис.4, 6), что также свидетельствует о безусловном успехе педагогического эксперимента.
У старшеклассников контрольной группы, за тот же период времени у юношей незначительно (на 3%) увеличилось число входящих в группу с низким уровнем состояния соматического здоровья, соответственно на 3% возросло количество входящих в группу со средним уровнем здоровья и численный состав группы с высоким уровнем здоровья не изменился.
У девушек контрольной группы количественно состав лиц, входящих в группы здоровья, существенно не изменился.
Сравнивая показатели количественного состава групп с высоким уровнем состояния соматического здоровья у юношей и девушек экспериментальной группы (54% и 59% соответственно) и количественный показатель старшеклассников, систематически выполняющих условия ЗСЖ (66%), отметим высокую взаимосвязь этих показателей, свидетельствующую о том, что регулярное следование принципам ЗСЖ неоспоримо способствует повышению уровня состояния соматического здоровья.
Тонкости педагогики:
Опытно-экспериментальная работа
Наш эксперимент был организован на базе школы № 1, 2 (1-4) класса. Состав класса 20 человек. Цель эксперимента – показать взаимосвязь непроизвольного запоминания табличных случаев сложения и вычитания с переходом через десяток и индивидуальных особенностей школьников. Для проведения данного опыта б ...
Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающих технологий
на уроках физической культуры
В современной школе урочная форма обучения является основной. Эта форма предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа ...
Создание предпосылок для осуществления всеобщего среднего образования
Прежде всего хотелось бы высказать свои соображения по поводу прочно укоренившихся среди многих исследователей мнения, что завершение перехода ко всеобщему среднему образованию впервые было поставлено как задача лишь во второй половине 60-х гг. При этом ссылаются на материалы XXIII съезда КПСС (196 ...