Обратимся теперь к анализу связей ценности «здоровье». Как и в начале эксперимента, положительных, связей с другими ценностями не образовались. Однако с помощью целенаправленной педагогической деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью удалось разрушить неправильное представление старшеклассников о том, что якобы соблюдение норм здорового стиля жизни приведет к ограничению свободы и самостоятельности действий. Наличествующие отрицательные связи между этими ценностями «растворились» (Рис.И). Правда, осталась достоверная отрицательная связь между ценностями «здоровье» и «счастливая семейная жизнь» (г = 0,267, р < 0,01). Старшеклассники упорно продолжают считать, что забота о собственном здоровье не будет способствовать счастливой семейной жизни, и этот стереотип нам не удалось разрушить. Видимо, семейное счастье в их представлении связано с необходимостью поступиться собственными ценностями и интересами ради ценностей и интересов своих близких.
Таким образом, можно считать, что те задачи, которые мы ставили в первой главе нашей работы, после анализа ценностных ориентации старшеклассников практически выполнены. В результате педагогического эксперимента удалось добиться включения ценности «здоровье» в иерархическое ядро ценностных ориентации всеми старшеклассниками; в ходе формирования ценностного отношения к здоровью произошла гармонизация всей системы ценностей-целей старшеклассников, что свидетельствует о положительном влиянии формирования мировоззрения ЗОЖ на общее мировоззрение личности старших школьников; в процессе творческой познавательной деятельности по становлению и совершенствованию своего здоровья у школьников разрушались многие ошибочные стереотипы и представления о здоровом образе и стиле жизни.
Пути достоверной корреляции: - уровень значимости менее 0.01 = уровень значимости менее 0.001 (-) отрицательная взаимосвязь.
Далее, учитывая важнейшее значение сформированности волевой сферы для эффективного осуществления любой деятельности (133, с.565), мы провели исследование отношения старшеклассников к волевым качествам, необходимым для формирования здоровья и ЗОЖ. Для этого старшеклассникам была предложена анкета с перечислением в ней в произвольном порядке волевых качеств, которые следовало расставить в порядке их значимости для формирования здорового образа и стиля жизни (Приложение 3).
Ранжирование волевых качеств в начале эксперимента расставило их в следующем порядке: 1 - целеустремленность; 2 - активность; 3 - настойчивость; 4 - терпеливость; 5 - уверенность; 6 - организованность; 7 - ответственность; 8 - работоспособность; 9 - добросовестность; 10 - решительность; 11 - жизнерадостность; 12 - самостоятельность; 13 - сознательность; 14 -самообладание; 15 - оптимистичность; 16 - инициативность; 17 - надежность; 18 - любознательность (Приложение 4, таблица 1). Графическое исследование связей между качествами выявили наличие двух межкорреляционных цепочек, каждая из которых состоит из трех волевых качеств (Рис. 12а). В центре первой цепочки - волевое качество «жизнерадостность», в центре второй - «самообладание». Как видим, оба волевых качества находятся во втором десятке иерархии. Это свидетельствует о несформированности отношения старшеклассников к волевым качествам в начале эксперимента. В первой цепочке «жизнерадостность» связана сильной корреляционной связью с «оптимистичностью» (г = 0,321, р < 0,001), что понятно, так как оба волевых качества близки по своему проявлению; и с «любознательностью» (г = 0,363, р < 0,001), что трудно объяснимо, но, видимо, в сознании старших школьников эти понятия близки по смыслу. Во второй цепочке «самообладание» связано сильной корреляционной связью с «решительностью» (г = 0,320, р < 0,001), что также понятно, так как оба качества близки по своему включению в деятельность: сначала необходимо проявить решительность, затем самообладание. Менее значима, но статистически достоверна связь между «самообладанием» и «терпеливостью» (г = 0,275, р < 0,01). В представлении старшеклассников эти два волевых качества близки по значению.
Тонкости педагогики:
Воспитание культуры математического мышления
Математическое мышление, которое должно быть сформировано у учащихся в процессе обучения математике, является основной частью общей культуры мышления, воспитание которой есть важнейшая задача общего образования. Математический стиль мышления в наиболее яркой форме выражает научно-теоретический стил ...
Особенности формирования слоговой структуры слова у
детей, дошкольного возраста
Овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность для детей, страдающих моторной алалией. Ряд авторов (А.Н. Гвоздев, И.А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) указывает необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой с ...
Постановка проблемы организации досуговой занятости подростков в свободное
от учебы время в социальной педагогике
В последние годы подростки стали криминально активной категорией населения. Значительную часть контингента участников преступлений совершают учащиеся общеобразовательных школ. Их удельный вес в 2000 г. составил 27% от совершенных несовершеннолетними преступлений. А изучение структуры исследуемого н ...