Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического воспитания

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического воспитания

Страница 4

Обратимся теперь к анализу связей ценности «здоровье». Как и в начале эксперимента, положительных, связей с другими ценностями не образовались. Однако с помощью целенаправленной педагогической деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью удалось разрушить неправильное представление старшеклассников о том, что якобы соблюдение норм здорового стиля жизни приведет к ограничению свободы и самостоятельности действий. Наличествующие отрицательные связи между этими ценностями «растворились» (Рис.И). Правда, осталась достоверная отрицательная связь между ценностями «здоровье» и «счастливая семейная жизнь» (г = 0,267, р < 0,01). Старшеклассники упорно продолжают считать, что забота о собственном здоровье не будет способствовать счастливой семейной жизни, и этот стереотип нам не удалось разрушить. Видимо, семейное счастье в их представлении связано с необходимостью поступиться собственными ценностями и интересами ради ценностей и интересов своих близких.

Таким образом, можно считать, что те задачи, которые мы ставили в первой главе нашей работы, после анализа ценностных ориентации старшеклассников практически выполнены. В результате педагогического эксперимента удалось добиться включения ценности «здоровье» в иерархическое ядро ценностных ориентации всеми старшеклассниками; в ходе формирования ценностного отношения к здоровью произошла гармонизация всей системы ценностей-целей старшеклассников, что свидетельствует о положительном влиянии формирования мировоззрения ЗОЖ на общее мировоззрение личности старших школьников; в процессе творческой познавательной деятельности по становлению и совершенствованию своего здоровья у школьников разрушались многие ошибочные стереотипы и представления о здоровом образе и стиле жизни.

Пути достоверной корреляции: - уровень значимости менее 0.01 = уровень значимости менее 0.001 (-) отрицательная взаимосвязь.

Далее, учитывая важнейшее значение сформированности волевой сферы для эффективного осуществления любой деятельности (133, с.565), мы провели исследование отношения старшеклассников к волевым качествам, необходимым для формирования здоровья и ЗОЖ. Для этого старшеклассникам была предложена анкета с перечислением в ней в произвольном порядке волевых качеств, которые следовало расставить в порядке их значимости для формирования здорового образа и стиля жизни (Приложение 3).

Ранжирование волевых качеств в начале эксперимента расставило их в следующем порядке: 1 - целеустремленность; 2 - активность; 3 - настойчивость; 4 - терпеливость; 5 - уверенность; 6 - организованность; 7 - ответственность; 8 - работоспособность; 9 - добросовестность; 10 - решительность; 11 - жизнерадостность; 12 - самостоятельность; 13 - сознательность; 14 -самообладание; 15 - оптимистичность; 16 - инициативность; 17 - надежность; 18 - любознательность (Приложение 4, таблица 1). Графическое исследование связей между качествами выявили наличие двух межкорреляционных цепочек, каждая из которых состоит из трех волевых качеств (Рис. 12а). В центре первой цепочки - волевое качество «жизнерадостность», в центре второй - «самообладание». Как видим, оба волевых качества находятся во втором десятке иерархии. Это свидетельствует о несформированности отношения старшеклассников к волевым качествам в начале эксперимента. В первой цепочке «жизнерадостность» связана сильной корреляционной связью с «оптимистичностью» (г = 0,321, р < 0,001), что понятно, так как оба волевых качества близки по своему проявлению; и с «любознательностью» (г = 0,363, р < 0,001), что трудно объяснимо, но, видимо, в сознании старших школьников эти понятия близки по смыслу. Во второй цепочке «самообладание» связано сильной корреляционной связью с «решительностью» (г = 0,320, р < 0,001), что также понятно, так как оба качества близки по своему включению в деятельность: сначала необходимо проявить решительность, затем самообладание. Менее значима, но статистически достоверна связь между «самообладанием» и «терпеливостью» (г = 0,275, р < 0,01). В представлении старшеклассников эти два волевых качества близки по значению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Тонкости педагогики:

Методика ознакомления учащихся с аксиомами в курсе школьной геометрии
Традиционно-синтетические аспекты занимают ведущее положение в геометрии, служат основой изложения остального материала, способствуют формированию пространственного представления и воображения учащихся (недаром некоторые разделы традиционно-синтетической геометрии(параллельность, перпендекулярность ...

Лингвопсихологическая характеристика аудирования
Американсикие психолог Браун первыми ввёли в методику термин «аудирование» в 50х годах ХХ века. В России термин был в ведён в 60-х годах З.А. Кочкиной, написавшей статью, « Что это такое аудирование?" (ияш №5/64 г.). [15] Бим И.Л считала что аудирование: - « это деятельность по восприятию и ра ...

Обследование речи детей, страдающих алалией
Моторную алалию необходимо отграничивать от временных обратимых состояний, то есть задержек речевого развития и других речевых нарушений. Поэтому при обследовании необходимо учитывать факторы, которые являются диагностирующими критериями. Следует установить, как ребенок вступает в контакт, есть ли ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru