Работа выполнялась в научно-исследовательской лаборатории «Здоровье» и лаборатории проблем содержания и методов физического воспитания Самарского государственного педагогического университета. В констатирующем эксперименте участвовали учащиеся Самарского областного педагогического лицея, общеобразовательных школ № 43, 48> 99 Промьшшенного района г.Самары и общеобразовательной школы № 11 пос. Нагорный г. Чапаевска.
Преобразуще-формирующий эксперимент проводился на базе общеобразовательной школы № 43 и Самарского областного педагогического лицея.
Исследования проводились в несколько этапов.
На первом этапе (1985-1995 гг.) изучались организация, постановка и эффективность педагогического процесса физического воспитания учащихся г.Самары и Самарской области. Эффективность физического воспитания оценивалась по показателям здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся 1-11 классов. Всего было обследовано примерно 2500 детей, подростков, юношей и девушек.
На основании анализа результатов исследования были выявлены противоречия, мешающие эффективному осуществлению физического воспитания, сделаны выводы, в которых обосновывались причины неудовлетворительного состояния здоровья и физического развития учащихся, определены проблема и круг задач, предназначенных для решения на втором и третьем этапах исследования.
Результаты исследований были опубликованы и обсуждены на Международной научно-практической конференции в г.Калининграде в 1997 г. (39) и на Всероссийской научно-практической конференции в г.Карачаевске в 1998 г.
На втором этапе (1995-1998 гг.) нами была проделана работа по изучению и анализу новейшей отечественной и зарубежной научно-методической литературы по вопросам организации и осуществления физического воспитания подрастающего поколения. Всего по данной тематике было изучено более 250 публикаций.
В результате осмысления данных констатирующего эксперимента и информации, полученной при изучении научной литературы по проблеме исследования, были определены тема, цель, задачи и методы работы, а также сформулирована гипотеза.
На базе оздоровительного центра общеобразовательной школы № 43 в течение двух лет апробировались различные формы организации и проведения оздоровительной работы с учащимися, инновационные оздоровительные технологии, велся поиск наиболее оптимального и эффективного их использования в процессе физического воспитания в школе.
На основе проведенного теоретического исследования и практического опыта использования инновационных технологий были определены содержание, форма, средства и методы физического воспитания с оздоровительной направленностью, разработана методологическая концепция формирования ценностного отношения к здоровью.
Результаты исследований, проведенных на втором этапе работы, были обсуждены и опубликованы на Межвузовских научно-практических конференциях в г.Самаре в 1998 г.
На втором этапе был также проведен преобразующе-формирущий педагогический эксперимент по формированию ценностного отношения к здоровью у старшеклассников в процессе физического воспитания с учащимися областного педагогического лицея.
В ходе эксперимента учащиеся на занятиях-тренингах получали необходимые знания о своем организме и условиях ЗОЖ, обучались приемам контроля и самоконтроля за своим психическим, физическим и функциональным состоянием, осваивали инновационные оздоровительные технологии, способствующие формированию ЗОЖ, умению регулировать свое психологическое состояние в зависимости от внешних условий.
Тонкости педагогики:
Роль образования в развитии российского общества
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.[2] В современном мире значен ...
Теоретические основы компетентностно-деятельностного обучения
Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского ...
Правовое воспитание
В широкую сферу нравственного воспитания трудных подростков включается и правовое воспитание. Таких учащихся особое значение имеет реализация принципа неотвратимости наказания. Ни один проступок учащегося не должен пройти мимо внимания педагогического и ученического коллектива. Проводить правовой в ...