Видимо, по этой же причине повысился и уровень тревожности у респондентов контрольной группы (на 9,4%).
В экспериментальной группе к концу эксперимента стрессовая ситуация понизилась на 50,6% (в 2 раза) (Таблицы 7,8), а уровень тревожности снизился на 25,5% и достиг значения 41 балл, что соответствует среднему уровню тревожности. Такие результаты стали возможны только благодаря применению инновационных технологий психофизического воздействия на учащихся в процессе осуществления концепции физического воспитания, ориентированного на приоритет здоровья.
В результате сравнения иерархических структур ценностных ориентации старшеклассников контрольной и экспериментальной групп выявлено, что у учащихся экспериментальной группы, занимающихся по инновационной программе физического воспитания, ориентированной на приоритет здоровья, ценность «здоровье» вошла в иерархическое ядро структуры ценностных ориентации всех без исключения старших школьников, что способствовало гармонизации всей структуры ценностных ориентации личности.
Установлено, что ценностно-ориентированная деятельность на формирование ценностного отношения к своему здоровью способствует становлению осознанного отношения к тому комплексу волевых качеств, которые необходимы для эффективного и успешного начала, осуществления и завершения данной деятельности.
Установлено, что осуществление учащимися активной творческой ценностно-ориентированной деятельности по исследованию, становлению и совершенствованию своего здоровья формирует у них ценностное отношение к своему здоровью, заключающееся в добровольно осознанном принятии мировоззрения ЗОЖ и, как следствие этого, приобщения к ЗСЖ.
Сравнение показателей соматического и психического состояния здоровья старшеклассников контрольной и экспериментальной групп выявило достоверное, значительное их улучшение в экспериментальной группе и некоторое снижение в контрольной.
Установлена прямая зависимость между уровнем соматического здоровья и отношением к компонентам ЗСЖ.
Проведенные в рамках педагогического эксперимента исследования показали высокую эффективность подходов, осуществленных при организации и проведении ценностно-ориетированной деятельности старшеклассников по становлению и совершенствованию своего психофизического здоровья в процессе физического воспитания, ориентированного на приоритет здоровья школьников.
Данное обстоятельство позволяет нам рекомендовать экспериментально обоснованную концепцию физического воспитания к использованию в целях решения проблемы сохранения, укрепления и совершенствования психофизического здоровья подрастающего поколения.
Проведенное в настоящей работе философское, дидактическое и социологическое изучение проблемы формирования ценностнного отношения к здоровью у старшеклассников в процессе физического воспитания позволяет сделать следующее заключение:
Анализ состояния отечественной системы физического воспитания, современных концепций физического воспитания и образования, а также проведенные констатирующие исследования организации и осуществления физического воспитания в г.Самаре и Самарской области показали низкую эффективность существующей системы в достижении главной цели физического воспитания - формирования психофизического здоровья и здорового стиля жизни подрастающего поколения. Только 23% учащихся старших классов придерживаются здорового стиля жизни, а здоровыми из стен школы выходят всего 25% выпускников, причем наблюдается тенденция ухудшения состояния психофизического здоровья учащихся к окончанию школы. Кризисное состояние существующей системы физического воспитания признается большинством специалистов физической культуры и спорта.
Тонкости педагогики:
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми
Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. Изменяйте режим урока— устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией. В классе жел ...
Общенаучные методы прогнозирования в педагогике
К общенаучным методам прогнозирования объектов всех без исключения наук относится весь арсенал средств, которыми располагает в настоящее время логика научного исследования: эмпирические методы - наблюдение, измерение и эксперимент; теоретические - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, ан ...
Построение оптимальной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов
при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке
Уроки технологии имеют свою оправданную специфику, выражаемую рядом особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов. Во-первых, на занятиях по технологии сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место на уроках технологии отводится имен ...