Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического воспитания

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического воспитания

Страница 3

где: Xi - среднее значение i показателя

Dxi - среднее квадратическое отклонение i показателя

Vi - коэффициент вариации i показателя

Главным результатом эксперимента в области формирования ценностных ориентации явился тот факт, что «здоровье» как ценность у всех без исключения респондентов вошло в иерархическое ядро их индивидуальной структуры ценностных ориентации . На это указывает снижение коэффициента вариации с 89% до 60%. Напомним, что в начале эксперимента у довольно большого числа старшеклассников «здоровье» не входило в их иерархическое ядро ценностей. Во второй группе ценностей-целей находятся такие ценности, как: «счастливая семейная жизнь», «любовь», «наличие верных друзей». В третью группу ценностей-целей, также входящих в иерархическое ядро ценностей личности, вошли: «интересная работа», «активная деятельная жизнь», «материально-обеспеченная жизнь» и «общая хорошая обстановка в стране». В четвертую группу ценностей, характеризующуюся нейтральным отношением к ним личности, вошли: «здравый смысл», «общественное признание», «познание», равенство», «самостоятельность», «свобода», «творчество», «уверенность». В пятую группу вошли ценности: «красота природы и искусства» и «удовольствия».

На основании полученных результатов исследования ценностных ориентации личности старших школьников нарисуем среднестатистический ценностно-ориентационный портрет старшеклассника: «Главное в жизни -это счастливая семейная жизнь с любимым человеком в окружении верных друзей, в сочетании с интересной работой, которая, наряду с моральным удовлетворением, приносит материальный достаток и ощущение активной деятельной жизни. Но все это возможно только при наличии хорошего здоровья, а поэтому основное внимание в жизни необходимо уделять его сохранению и укреплению. Здравый смысл, познание, творчество, уверенность в себе для кого-то, может быть, являются главными в жизни, но для меня это лишь средства для достижения вышеперечисленных ценностей. Не считаю для себя существенно важным общественное признание, свободу, самостоятельность. Не понимаю тех, кто всю жизнь проводит в удовольствиях и в любовании природой».

Сравнивая этот портрет старшеклассника с тем, что был до эксперимента, нельзя не заметить значительно более гармоничную структуру личностных ценностных ориентации. Возросло значение социальных ценностей для старшеклассников, что свидетельствует о более зрелом мировоззрении. Сохранилась, правда, недооценка таких важных для человека образований, как свобода, равенство возможностей для всех, но это свойственно ранней юности.

Теперь рассмотрим, какие связи образовались между ценностями-целями в структуре ценностных ориентации личности старшеклассника. Для этого воспользуемся корреляционным графом (Рис. 106). На рисунке видно, что корреляционное ядро сформировалось вокруг ценности «активная деятельная жизнь», занимающей в структуре ценностных ориентации 7 позицию. До эксперимента аналогичное ядро было образовано вокруг ценности «удовольствия», занимающей 15 место в иерархии. Так же, как в начале эксперимента, в корреляционное ядро входят пять ценностей-целей. Наибольшая достоверная положительная корреляционная связь образовалась между ценностями «познание» и «творчество» (г = 0,355, р < 0,001). По нашему мнению, это явилось результатом активной творческой, ценностно-ориентированной, познавательной деятельности, в которую были вовлечены старшеклассники в ходе формирования у них ценностного отношения к своему здоровью.

Также наличествует достоверная положительная связь между ценностями «активная деятельная жизнь» и «познанием» (г = 0,235, р < 0,01); «активная деятельная жизнь» и «интересная работа» (г = 0,226, р < 0,01).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Тонкости педагогики:

Общее описание интерактивной доски Smart Board
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере [52]. Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc ...

Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического воспитания
Основная цель отечественной системы физического воспитания - формирование психофизического здоровья подрастающего поколения, воспитание у него потребности в здоровом образе и стиле жизни (70, 136). Проведенные нами в 1992-2000 гг. исследования психофизического состояния учащихся 1-11 классов общеоб ...

Преемственность в словарной работе между дошкольным учреждением и начальной школой
Модернизация системы образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой. Преемственность как понятие имеет широкий содержательный диапазон. Она рассматривается ка ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru