Наибольшую инертность при формировании поведенческого отношения показали те компоненты ЗСЖ, которые связаны с привычками личности, формирование которых должно проводиться в более раннем возрасте («гигиенические процедуры» и «закаливание»).
Практически удалось добиться 100% результата в отказе от систематического употребления алкоголя, никотина, наркотиков, только 2 человека из 120 продолжали систематически курить.
Значительный прирост показателей отношения к таким компонентам ЗСЖ, как «использование методов самоконтроля и контроля за состоянием своего здоровья» и «использование психорегуляции», свидетельствуют об эффективном формировании когнитивного компонента ценностного отношения (Приложение 6, таблица 1) (Рис.13).
Таким образом, можно констатировать, что в ходе педагогического эксперимента нам удалось решить задачи, поставленные после изучения отношения старшеклассников к компонентам ЗСЖ в начале эксперимента: добиться практически 100%) отказа от вредных привычек; привлечь возможно большее учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями; значительно повысить интеллектуальный потенциал старших школьников в области знаний о ЗОЖ.
Рассматривая степень отношения старшеклассников к компонентам ЗСЖ (Приложение 6, рис.3), отметим, что число систематически выполняющих компоненты ЗСЖ увеличилось к концу эксперимента до 38% (на 15%), еще 28% выполняют их почти всегда, таким образом, можно сказать, что 66% старших школьников (2/3) приобщились к ЗСЖ.
Изучение показателей констатирующих исследований отношения старшеклассников к компонентам ЗСЖ контрольной группы не выявило достоверной разницы в изменении показателей у десятиклассников и одиннадцатиклассников. Более того, к окончанию школы уменьшилось число учащихся, систематически выполняющих условия ЖСЗ, что, видимо, связано с большей их учебной загруженностью перед экзаменами.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что в результате педагогического эксперимента у большей части старшеклассников сформировалось ценностное отношение к своему здоровью. Это доказывается сформированностью всех четырех компонентов ценностного отношения.
На сформированность когнитивного компонента указывает значительное увеличение показателей отношения к компонентам ЗСЖ, требующим основательной теоретической подготовки, о сформированности эмоционального компонента можно судить на основании данных изучения ценностных ориентации старшеклассников, показывающих, что у всех у них в результате педагогического эксперимента «здоровье» вошло в иерархическое ядро ценностей-целей жизнедеятельности.
О сформированности волевого и поведенческого компонента можно судить на основании значительного роста показателей отношения ко всем факторам ЗСЖ в ходе педагогического эксперимента.
Несмотря на данные выводы, мы полагаем, что главным критерием действенности предложенной концепции физического воспитания должны служить показатели психофизического состояния старшеклассников в конце педагогического эксперимента.
Исследования соматического здоровья старшеклассников контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 5 и на рис. 14.
ЕЗ В начале эксперимента О После эксперимента
Рис.14. Показатели экспресс-скриннинга соматического здоровья старшеклассников в начале
Таблица 5
Количественные показатели состояния соматического здоровья старшеклассников (N = 240)
Группа показатели |
контрольная группа |
экспериментальная группа | ||||||
Х;А |
XjB |
d |
t |
XjA |
XjB |
d |
t | |
Уровень соматического здоровья (юноши), баллы |
6 |
5 |
-1 |
- |
6 |
10 |
4 |
22,2 |
Уровень соматического здоровья (девушки), баллы |
6 |
6 |
0 |
- |
6 |
10 |
4 |
19,9 |
Тонкости педагогики:
Правовое регулирование инновационной деятельности
Важность инновационной деятельности для стабильного экономического развития и государственного регулирования этого процесса в настоящее время признается не только в развитых странах, но и в большинстве государств мира, включая и Россию, о чем свидетельствуют недавно принятые на самом высоком уровне ...
Разработка теории творческого коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...
Механизмы аудирования и факторы, обеспечивающие успешность понимания
иноязычного текста на слух
Чтобы лучше понять аудирование, как вид речевой деятельности, стоит обратить внимание на механизмы слухового восприятия. Аудирование связано со сложным процессом поиска и выбора информативных признаков из ряда возможных, что зависит от наличия у слушающего ассоциативных связей, установленных в резу ...