Пути достоверной корреляции: - уровень значимости менее 0.01 = уровень значимости менее 0.001
Ранжирование волевых качеств в конце эксперимента расставило их в таком порядке: 1 - целеустремленность; 2 - активность; 3 - настойчивость; 4 - ответственность; 5 - жизнерадостность; 6 - уверенность; 7 - работоспособность; 8 - организованность; 9 - сознательность; 10 - надежность; 11 -решительность; 12 - добросовестность; 13 - самообладание; 14 - терпеливость; 15 - самостоятельность; 16 - оптимистичность; 17 - инициативность; 18 - любознательность (Приложение 4, таблица 2).
Как видим, на первых трех местах находятся те же волевые качества, что и в начале эксперимента, но «вес» их значительно вырос, а самое главное они вошли в число основных волевых качеств у подавляющего большинства старшеклассников, о чем свидетельствует уменьшение величин среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации (Приложение 4, таблица 2). Теперь для выяснения взаимосвязей между качествами обратимся к корреляционному графу, составленному на основании показателей матрицы парных коэффициентов корреляции Пирсона (Приложение 4, таблица 4).
На рисунке 126 четко просматривается мощное корреляционное ядро из 7 волевых качеств, образовавшееся вокруг доминирующего волевого качества - «целеустремленность». Это неоспоримо свидетельствует о сформированное™ осознанного отношения старшеклассников к деятельности по становлению и совершенствованию своего здоровья, понимания ими, с помощью каких волевых качеств они могут эффективно осуществлять свою деятельность и достичь ее цели.
Наиболее сильные корреляционные связи в ядре «целеустремленность» имеет с «организованностью» (г = 0,433, р < 0,001), «сознательностью» (г = 0,339, р < 0,001), «настойчивостью» (г = 0,318, р < 0,001); менее сильные, но достоверные - с «инициативностью» (г = 0,229, р < 0,001), «любознательностью» (г = 0,219, р < 0,001) и через «инициативность» она связана с «активностью» (г = 0,312, р < 0,001).
Как видим, это как раз тот блок волевых качеств, который способен обеспечить эффективное начало (включение в деятельность), надежное волевое регулирование в процессе осуществления деятельности и успешное ее завершение.
Изучение констатирующих данных исследования ценностных ориентации и отношения к волевым качествам у старшеклассников контрольной группы не выявил существенной разницы в показателях 10- и 11-классников.
Исследуя отношения учащихся старших классов к компонентам здорового стиля жизни мы отметили в первой главе нашей работы, что отношение это носит пассивный, недеятельный характер. Признавая на словах необходимость соблюдения условий ЗСЖ, систематически придерживается его всего 23% старших школьников. В связи с этим мы наметили ряд задач, решения которых необходимо добиваться в ходе педагогического эксперимента по формированию ценностного отношения к здоровью (они сформулированы в первой главе нашего исследования).
Анализируя результаты, полученные при исследовании поведенческого компонента отношения старшеклассников к своему здоровью в конце эксперимента, отметим следующее:
Значительный рост показателей отношения ко всем без исключения компонентам ЗСЖ.
Разница между показателями отношения к компонентам эксперимента и в его начале статистически достоверна по отношению ко всем 12 компонентам, а также интегративному показателю отношения. Наибольший прирост в баллах получил определяющий компонент ЗСЖ - двигательная активность (F = 101,28, р < 0,001). Наименьший прирост в баллах зафиксирован у компонента- «гигиенические процедуры» (F = 5,8, р < 0,05), но значение р < 0,05 для педагогических исследований считается вполне достоверным. В остальных компонентах прирост составил величины, соответствующие высшему уровню достоверности р < 0,001.
Тонкости педагогики:
Роль детского творческого коллектива в развитии личности
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его осво ...
Понятие и сущность процесса социализации
Социализация как процесс – это особенности социального становления личности. Социализация как результат – это характеристика социального становления человека в соответствии с его возрастом или уровнем развития [15, с. 48]. Социальная педагогика изучает социальные проблемы человека на различных этап ...
Развитие и укрепление учебно-материальной базы школ: успехи и просчеты
Проблема укрепления учебно-материальной базы школ приобрела в 60–70-х гг., в условиях осуществления всеобщего среднего образования, большую актуальность, так как без ее успешного решения невозможно было далее расширять масштабы и повышать качество обучения и воспитания учащихся, совершенствовать пе ...