Это показывает, что для ребенка-алалика характерны фонематические нарушения, которые не определяются состоянием артикуляционной моторики и свидетельствует о том, что для алалии типично расстройство не моторного, а языкового уровня.
У ребенка с задержкой речевого развития в отличии от ребенка-алалика, нарушения слоговой структуры слова обусловлены расстройством моторного уровня деятельности артикуляторного механизма и несформированностью фонематического слуха. То есть ребенок затрудняется определять взаиморасположение и связь слогов в слове, а нарушенное звукопроизношение определяет пропуски и замены в слоговом составе слова.
Следовательно, процесс формирования слоговой структуры слова требует специального коррекционного воздействия, которое будет направленно на:
Развитие сенсорных возможностей ребенка;
Развитие способности к фонематическому анализу и синтезу;
Активизация речевого подражания;
На постановку отсутствующих и автоматизацию имеющихся звуков.
Работа по всем направлениям проводится параллельно.
На основании изученной литературы и результатов констатирующего эксперимента можно спланировать коррекционную работу, направленную на формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова строится на основе принципа системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификации А.К. Марковой (см. [11]), которая выделяет 13 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
Работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает:
Воздействие на все компоненты речевой системы;
Широкое использование учебно-игровых приемов;
Построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
Индивидуально - дифференцированный подход.
Занятия целесообразно проводить индивидуально и по подгруппам.
Продолжительность занятий - 15-20минут.
Для устранения характерных искажений слоговой структуры слова необходимо специальное развития умения воспроизвести слово в его полном словесном составе. Для этого необходимо привлечь внимание ребенка к различию слов по их слоговому составу. Вначале от ребенка не требуется осознанного отношения к слогу как к части слова. Детям предлагали прислушаться к произношению слова. На этом этапе слова произносились скандировано. Каждое произнесение слова сопровождалось ударом в ладоши. Дети по подражанию отхлопывали слоги и определяли количество слогов. Затем дети самостоятельно определяли количество слогов в предлагаемых словах. Если подобные задания детьми хорошо усвоены, то им предлагали определить количество слогов в слитнопроизносимых словах.
Таким образом, дети сначала по подражанию, затем самостоятельно сочетают количество слогов в проговариваемом слове с одновременными движениями руки.
Затем детям дается зрительная опора слова в виде карточек или /и графической схемы, звуковой линейки. С помощью зрительной опоры детям можно объяснить, что слова бывают длинные и короткие, что слова можно отхлопать по карточкам, записать в виде схемы или отложить на звуковой линейке. Учили детей проговаривать слова так, чтобы каждый слог приходился на отдельную карточку. При выполнении подобных заданий необходимо постоянно спрашивать: "Это слово длинное или короткое".
На следующем этапе учили детей определению места слога в слове. Для этого дети самостоятельно выполняют схему слова (графически или с помощью карточек или звуковой линейки). Затем вместе с педагогом дети повторяли слово, выделяя слог, и определяли место слога в слове по схеме. Например, слово: собака. Произносят сооо-бака и показывают на первую карточку; произносят собааа-ка и показывают на вторую карточку; произносят со-ба-кааа и показывают на третью карточку.
Далее педагог произносит слово. На его фоне поочередно выделяет слоги. Дети самостоятельно определяют место слога в слове по графической схеме. Например, сооо-бака, где слог сооо? Покажите. Со-бааа-ка, где слог бааа? Покажите и т.д.
На следующем этапе детей учили выделять ударный слог. Педагог называет слово. Дети определяют количество слогов. Выполняют графическое изображение слова. Затем педагог повторяет это слово скандируя его, одновременно отбивая слоговый ритм хлопками. Ударный слог произносится утрированно и отхлопывается с большей силой. Дети слушают и определяют выделенный педагогом слог, затем показывают его на своей схеме.
Тонкости педагогики:
Закон об образовании
Управление образовательным учреждением осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права, ответственность учредителей и самого образовательного учреждения. Статья 12. Образовательные учреждения 1. Образовательным является учреждение ...
Классификация физкультурных праздников
Анализ научно-методической литературы по организации физкультурных праздников с дошкольниками позволяют сформулировать основные подходы к их классификации. В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ста ...
Современная модель семьи и ее особенности
В своем развитии семья стремительно идет от многодетности, среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребе ...