В дальнейшем педагог произносит слова, не отхлопывая слогового ритма, но выделяя ударный слог. После этого переходит к слитному произношению слова с выделением ударного слога. В результате дети должны самостоятельно отхлопывать слоговый ритм слова, выделять ударный слог и определять его место по схеме.
Подобные упражнения способствуют развитию слухового ритма. У детей воспитывается навык расчленять слово на слоги, узнавать по ритмическому рисунку заданное слово, самостоятельно придумывать слова на определенное число слогов или воспроизводить слова с опорой на предметную картинку. Педагог проводит слоговой анализ слова только когда знакомит детей со всеми средствами его проведения. Затем дети делают его самостоятельно с помощью взрослого.
Подобная работа проводилась после того, как дети научатся определять место звука в слове по принципу: начало-середина-конец слова.
Усвоению произношения слоговой структуры слова также способствуют артикуляционные упражнения по воспроизведению различных слоговых комбинаций (па-пу; та-то; ка-га). В ходе обучения эти слоговые комбинации усложняются. Количество слогов может увеличиваться, включаются закрытые и обратные слоги, стечение согласных.
Целенаправленное формирование слоговой структуры слова проводилось по двум направлениям: обучение произношению слов из имеющихся у ребенка звуков и работа над словом в период автоматизации новых осваиваемых звуков. Оба направления работы осуществлялись параллельно с самого начала обучения.
В первом случае работа над произношением слова тесно связана с активизацией речи ребенка, расширение его словарного запаса. Одновременно осуществлялась постановка отсутствующих и искаженных звуков. Этому предшествовало уточнение артикуляции и звучание правильно произносимых звуков. Используемые при автоматизации звука слоговые ряды, дают возможность закреплять навык произношения слоговых контуров различного размера. Слоговые ряды, включающие в себя не только отрабатываемые, но и сохранные звуки (та-са; ма-ма-са) способствуют формированию у ребенка умения переключаться с одного слога, на другой и предупреждает ошибки уподобления слогов.
При введении отрабатываемого звука в слово необходимо соблюдать строгую последовательность слоговых трудностей.
Чтобы подобная работа не была механической и скучной для ребенка использовались различные игровые приемы, настольно-печатные игры, тщательно подбирались сюжетные и предметные картинки.
Вся работа включает два этапа: подготовительный и основной.
1. Подготовительный этап.
Цель: создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, воспитание фонематического слуха, самоконтроля.
2. Основной этап.
Цель: коррекционная работа по устранению нарушений слоговой структуры слова.
Методы: групповые и индивидуальные логопедические занятия.
На пропедевтическом этапе работа проводится по следующим направлениям:
Автоматизация речевого подражания;
Развитие слуховых функций;
Работа над слухо-речевым ритмом.
Для реализации этих задач использовались следующие игровые упражнения:
Игра №1 " Фонетическая гимнастика".
Цель: Развивать фонематический слух, способность к звукоподражанию.
Ход игры: Спрашивать детей о том:
Как тикают часы? - Тик-так.
Как подзывают цыплят? - Цып-цып.
Как чикают ножницы? - Чик-чик.
Как жужжит жук? - Ж-ж-ж.
Как воет волк? - У-у-у.
Как поют комарики? - З-з-з.
Что просит сказать врач, когда осматривает горло? - А-а-а.
Как фыркает кот? - Ф-ф-ф и т.д.
Игра №2. "Ходьба".
Цель: развитие подражания телесным, словесным, дыхательным,
артикуляционным движениям.
Ход игры: дети выполняют движения и проговаривают отдельные слоги.
Логопед: читает текст: Мы проверили осанку.
Дети становятся прямо (ноги вместе, голова немного поднята).
И свели лопатки (дети отводят плечи назад).
Мы ходим на носках (идут на цыпочках и произносят: ах-ах).
Мы идем на пятках (идут на пятках, произносят: ах-ах).
Мы идем как все ребята (шагают маршеобразно и произносят: ух-ух).
И как мишка косолапый (идут размашисто, вразвалку, произносят: ох-
ох).
Слоги проговаривают в такт шагов.
Игра №3 " Труба".
Цель и ход игры: те же.
Логопед: Мы пришли и сели (сидят на стуле).
Играем на трубе (подносят кисти рук, сжатые в кулак к губам).
Подудим мы в свою трубу.
Ту-ту-ту, ту-ру-ру, бу-бу-бу, бу-ру-ру (при повторении игры меняется
Тонкости педагогики:
Педагогические условия
формирования навыков чтения и интереса к детским книгам у детей младшего
возраста
Каждый век придумывает свои способы обучения чтению. После этого забывает их, дабы через несколько десятилетий "переоткрыть" и восхититься снова. Во всем есть своя прелесть. Впрочем давайте разберемся во каждым этом разнообразии. Имеются два существенных, противоположных в своей основе сп ...
Результаты опытно-экспериментального исследования
После проведенных занятий нами проведена повторная диагностика социальной адаптированности подростков. Результаты представлены в виде таблицы 2. Результаты представлены в виде сводной таблицы 2. Таблица 2. Результаты диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда Уровни А ...
Состояние формирования
навыков чтения и интереса к детским книгам у детей младшего возраста
Одна из важнейших задач исходной школы - образование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом каждого дальнейшего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два важнейших компонента: а) технику чтения (положительное и стремительное восприятие и озвучивание слов, осно ...