Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста

Современная педагогика » Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова » Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста

Страница 16

б) с окончанием - ы

дуб - дубы (Лена Ел. - дубы)

кот - коты (каты)

нота - ноты

кит - киты

ива - ивы

липа - липы

хата - хаты

Упражнение № 3. "Что ты делаешь?".

Цель:

1. Закреплять умение четко произносить слова 2-го типа слоговой структуры при употреблении первого лица единственного числа настоящего времени.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход упражнения: показать сюжетные картинки, на которых изображены дети, выполняющие разные действия. Сказать: " представь, что на картинках нарисован ты. Скажи что ты делаешь?".

Предполагаемые ответы: я копаю

Я катаю

Я болею

Я гуляю

Я думаю

Я падаю

Я бегаю

Я кидаю

Лена Ел. - затруднялась самостоятельно отвечать на вопросы ("я болею" - коли-коли, "я катаю" - катать, на остальные вопросы не ответила).

Артем П. - в основном успешно отвечает на вопросы. Не назвал - "я думаю" и "я кидаю" заменил на "я бросаю".

Упражнение №4." Что сказал попугай Петруша".

Цель:

1. Упражнять в произношении слогов.

2. Развивать слуховое внимание.

Оборудование: плоскостное изображение попугая.

Ход упражнения: предложить детям повторить за попугаем Петрушой то, что он говорит.

Вариант слоговых рядов:

1) Са-са-са-сад

Са-са-са-сани

Со-со-со-сок

Су-су-су-сук

2) ста-ста-ста

сто-сто-сто

ста-сто-спу

сту-спы-ста

3) ска-аск

ско-оск

ску-уск

скы-ыск

4) ле-ле-ля-лепо

ле-ле-ле-Лена

ли-ли-ли-лиса

ли-ли-ли-липа

5) аль-аль-даль

аль-аль-педаль

ель-ель-капель

Оль-оль-моль

6) ца-ца-певица

це-це-цены

цо-цо-лицо

цы-цы-синицы

Артем П. - при воспроизведении слоговых цепочек сокращая их, искажая последовательность.

Лена Ел. - допускала те же ошибки, и теряла звук при стечении согласных.

Упражнение №5." Найди лишнее слово".

Цель:

1. Продолжать четко произносить слова 2-го типа слоговой структуры.

2. развивать слуховое внимание, память.

Ход упражнения: предложить детям послушать 4 слова и назвать слово, которое, отличается от основных. Слова произносить медленно и четко. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Предположительные

ответы

Канава - канава - какао - канава какао

Минута - монета - минута - минута монета

Утенок - утенок - утенок - котенок котенок

Калина - малина - малина - малина калина

Колено - колено - колено - полено полено

Полина - Галина - Полина - Полина Галина

Панама - панама - помада - панама помада

Лена Ел. и Артем П. - просто повторяли услышанное слово. Правильные ответы назывались после многократного повторения цепочки слов взрослым.

Упражнение №6. "Назови ласково".

Цель:

1. учить, четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры при употреблении имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход упражнения: бросить ребенку мяч, называя предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его ласково:

а) кот - котик

ноль - нолик

дом-домик

том-томик

год-годик

б) дым-дымок

мед-медок

лед-ледок

ком-комок

дуб-дубок

в) конь-конек

пень-пенек

день-денек

тень-тенек

Самостоятельно называли только некоторые варианты ответов. Для положительных результатов требовалось многократное повторение задания.

Для того, чтобы выяснить как специально подобранные упражнения способствовали формированию слоговой структуры необходимо провести повторное обследование.

Контрольный эксперимент.

Цель: оценка динамики речевого развития степени устойчивости, отсутствие рецидивов.

Методы: повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований.

Контрольное обследование проводилось по следующим направлениям:

Изучение уровня речевой коммуникации.

Задание №1. Наблюдение за свободным общением ребенка.

Методические указания: см. стр.37

Результаты наблюдений:

Лена Ел.

Лена стала более уверенной в общении с окружающими. Активно принимает участие во всех видах деятельности. На занятиях связанных с речевой деятельностью также пытается отвечать на поставленные вопросы и предложенные задания. Особенно, если в заданиях встречается отработанный лексический материал или виды работы ей хорошо знакомы. Но если материал ей не доступен, то она отказывается от выполнения задания (говорит: не знаю, нет) даже с помощью взрослых.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17


Тонкости педагогики:

Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту
Коллективные поручения даются в тех случаях, когда у детей уже сформированы трудовые навыки, необходимые для выполнения различных заданий. Например, вымыть игрушки, разложить материал для рисования, вынести на участок вдвоем корзину с игрушками. Такие задания, как правило, не ставят детей в прямую ...

Опытно-экспериментальная работа по выявлению проблем адаптации младших подростков в условиях кадетской школы
По результатам проведения психодиагностического исследования в 5 "б" классе удалось определить уровень адаптации детей в классе. Данная методика позволила определить лидерскую структуру класса, группировки, степень сплочённости его членов, степень противоречивости отношений в классе. Данн ...

Меры предосторожности и реакция ВОЗ на радоновую опасность
Снижение концентрации радона в домах. Уровни концентрации радона можно снизить путем: • улучшения вентиляции дома; • предотвращения проникновения радона из подвальных помещений в жилые комнаты; • усиления вентиляции под полом; • установки системы для удаления радона в подвальных помещениях; • герме ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru