Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста

Современная педагогика » Моторная алалия. Система коррекционного воздействия при работе над слоговой структурой слова » Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста

Страница 1

Овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность для детей, страдающих моторной алалией.

Ряд авторов (А.Н. Гвоздев, И.А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) указывает необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова.

И.А. Сикорский приводит факты о возможности усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристики речи. В его примерах для детей звукового направления характерно безошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова; дети так называемого слогового направления схватывают слоговой состав слова, искажая звуковой и используя, очень незначительнее число звуков. Сведения И.А. Сикорского говорят о самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слога по отношению к овладению отдельными звуками.

В работах А.Н. Гвоздева, Б. Китермана отмечается, что решающее значение в процессе усвоения слогового состава слова имеет сравнительная сила произношения слогов. При овладении слоговой структурой ребенок учится воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы: сначала передается только ударный слог, затем первый предударный и далее слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков. Таким образом, сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет "главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и пропуск других".

Искажение слоговой структуры слова является очень распространенным явлением среди детей, страдающих алалией. Причем данные искажения отмечаются у ребенка-алалика большей стойкостью "непостоянством". Неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается в процессе обучения дольше чем недостатки произношения отдельных звуков (в изолированном положении). Чрезвычайное непостоянство этих искажений слоговой структуры затрудняет процесс логопедического воздействия.

Кроме этого особенности овладения слоговой структурой слова мешают успешному развитию речи ребенка-алалика, затрудняют его обучение, препятствуют овладению звуковым анализом и, следовательно, обучению грамоте.

Нарушения в воспроизведении слогового состава слова могут выражаться следующим образом:

Нарушение количества слогов:

сокращение (пропуск слога);

опускание слогообразующей гласной;

увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных;

Нарушение последовательности слогов в слове:

перестановка слогов;

перестановка звуков соседних слогов;

Искажение структуры отдельного слога:

сокращение стечений согласных;

вставки согласных в слог;

Уподобление слогов.

Персеверации.

Антиципации.

Контаминации.

Для подтверждения гипотезы о том, что нарушения слоговой структуры слова у детей с задержкой речевого развития и у детей с алалией качественно различны проведем экспериментальное исследование. Данное исследование проводилось в три этапа.

I. Констатирующий эксперимент.

Цель: диагностировать уровень сформированности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста разработать коррекционную программу.

Методы: Обследование детей с помощью наблюдений, бесед, выявление речевых нарушений.

Исследования проводились в МДОУ № 5 г. Богородицк, Тульской обл. В нем принимали участие:

№ п/п

Ф.И. ребенка

Дата рождения

Срок пребывания в речевой группе

Заключение МПК

1

Елхимова Лена

21.09.1996 г.

С 01.08.2002 г.

Общее недоразвитие речи II уровня моторная алалия

2

Пинаков Артем

12.10 1997 г.

С 01.08.2002 г.

Общее недоразвитие речи III уровня задержка речевого развития

Исследование носит сравнительный характер и проводилось по следующим направлениям:

Изучение уровня речевой коммуникации

Задание №1. Наблюдение за свободным общением ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Ход и содержание ролевой игры: «Проблемы использования водных ресурсов»
Цель игры: Выявить значение водных ресурсов для природы, хозяйства и населения, определить негативное влияние хозяйственной деятельности на водные ресурсы, выделить основные пути решения проблемы водопользования в г. Саранске, развивать экологическое мышление школьников и бережное отношение к приро ...

Культурно - гигиенические правила. Методы и приёмы формирования у детей культурно- гигиенических навыков и привычек
В психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е. в потребность поступать определенным образом. Для успешного формирования такой потребности необходи ...

Что такое образовательно-педагогическая прогностика
«Венец научной работы есть предсказание. Оно раскрывает нам даль грядущих явлений или исторических событий, оно есть признак, свидетельствующий о том, что научная мысль подчиняет задачам человечества и силы природы, и силы, движущие жизнь человеческую». Н.А. Умов, выдающийся российский физик [1]. П ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru