Для случаев вычитания это: уменьшение данного числа на количество разрядных единиц (требуется знание разрядного состава двузначного числа), затем вычитание из десяти оставшихся в вычитаемом единиц (знание состава числа 10 и состав всех однозначных чисел). При этом предлагаются такие задания:
1) Сколько кругов нарисовано вне треугольника? (6) Сколько кругов внутри треугольника? (9) Выполните задание: "Дополни до одного десятка". (9+1=10) Сколько теперь кругов вне треугольника? (5) Какое двузначное число соответствует этому рисунку? (15).
2) Детям предлагают знакомый им треугольник, обозначающий один десяток. Это позволяет им быстро сориентироваться в способе выполнения задания и записать в тетради числовые равенства, связанные с составом числа 10: 10+0=10, 9+1=10, 8+2=10, 7+3=10, 6+4=10.
Для осознания приема вычитания используется прием сопоставления действий, выполняемых с левого и правого рисунков. Количество кругов внутри похожи и вне похожи, но на левом число зачеркнутых кругов меньше числа кругов нарисованных вне круга, а на правом больше.
Задача учителя – направить деятельность школьников на осознание названных признаков. Для этой цели необходимо проанализировать сходство и различие левого и правого рисунков в каждом ряду. Затем соотнести данные выражения с каждым рисунком и записать их так, как предлагается в задании:
16-3=13 16-7=9 17-7=10 17-9=8
15-4=11 15-7=8 14-2=12 14-6=8
После этого выяснить сходство и различие записанных равенств в каждом столбике, в каждой строке, состоящей из равенства левого и правого столбиков, всех равенств между собой. Для того, чтобы скорректировать дальнейшую работу по формированию навыка сложения и вычитания в пределах 20, можно предложить учащимся самостоятельно найти значения выражений.
Для контроля усвоения таблицы сложения и вычитания в пределах 20 можно использовать виды заданий [14,c.86], которые предлагались при изучении состава чисел в пределах десятка:
1. Найди сумму чисел 5 и 9, 8 и 7.
2. Найди разность чисел 16 и 5, 17 и 9.
3. На сколько 18 больше 9? 13 больше 6?
4. Увеличь 9 на 7, 8 на 4.
5. Уменьши 15 на 9, 15 на 6.
6. Запиши выражения, в которых уменьшаемое равно 15, а разность однозначное число. Найди их значения.
7. Запиши выражения, в которых уменьшаемое больше, чем вычитаемое на 4.
8. Запиши в виде суммы двух чисел число 14 (16, 12, 13, 15).
9. Запиши в виде разности двух чисел число 7 (6, 5, 4, 9).
10. Составь различные выражения из чисел 17, 6, 11, 5, 9, 8.
11. Разгадай закономерность в соответствии, с которой составлены столбики выражений. Составь по тому же правилу свои выражения и найди их значения.
12. Разгадай закономерности, вставь в "окошко" число.
Полезно сделать схематические весы с подвижными стрелками ( вверх и вниз), заготовить модели гирь и различных предметов и предлагать детям с этим наглядным пособием различные задания на состав чисел в пределах 20.
На современном этапе развития школьного образования учитель получил возможность выбирать учебники, по которым он может обучать детей. Поэтому ряд школ в нашей стране работают по программе и учебнику Н.Б.Истоминой. Такой выбор сделан не случайно. В этом учебнике нашли отражение не только современные методы и средства обучения, организационные формы учебной деятельности учащихся, но и система продуктивных заданий, с которыми интересно работать как детям, так и учителю. [2,c.8]
Система заданий, представленных в учебнике математики Н.Б.Истоминой, способствует реализации взаимосвязи развития мышления младших школьников и усвоения ими знаний, умений и навыков. Кроме того, эти задания обеспечивают осознанное овладение обобщенным способом действия, предусматривают вариативность упражнений, как по содержанию, так и по форме подачи, а также своевременную установку на запоминание табличных случаев арифметических действий.
Рассмотрим это на примере конкретного урока по теме "Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд и соответствующие случаи вычитания".
1. На доске записаны два столбика выражений:
6+6 6+4+2
5+8 5+5+3
8+6 8+2+4
7+8 7+3+5
Предлагается сравнить выражения первого и второго столбиков и объяснить, чем они похожи и чем отличаются.
Выясняется, что выражения каждого столбика есть сумма чисел, первые слагаемые у них одинаковые. Этим они похожи. Отличаются тем, что в первом столбике записана сумма двух слагаемых, а во втором – трех.
Учитель предлагает вычислить значения суммы первого столбика. Дети называют числа: 12, 13, 14, 15.
Проводится беседа:
- Давайте вспомним, как складываются такие числа. (Первое слагаемое дополняем до 10. для этого к 6 прибавим 4, получаем 10, к 10т прибавляем 2, получаем 12).
Тонкости педагогики:
Математическое мышление
Обычно, говоря о развитии мышления в процессе обучения математике, этот вопрос сводят к развитию математического мышления. Конечно это верно, т. к. естественно, что в процессе обучения математике следует в первую очередь беспокоиться не вообще о развитии мышления, а именно в развитии специфического ...
Частнонаучные методы прогнозирования в педагогике
В настоящее время в общественных и естественных науках применяется множество различных методов прогнозирования. Естественно, что педагогическое прогнозирование в начале своего развития может заимствовать соответствующие методы и приемы из других областей (социологии, психологии, кибернетики и т.д.) ...
Нравственно-эмоциональные
стороны проявления гиперактивности дошкольников
Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальн ...