Надо было уложить их в пустую коробку. Можно сначала объединить серые и черные квадраты и их присоединить к белым. И в том и в другом случае в коробке окажутся все квадраты. Затем выполнили сложение соответствующих чисел: 4+2+3. Можно к 4 прибавить 2 и к полученной сумме прибавить 3, получится 9. Можно к 2 прибавить 3 и получившуюся сумму прибавить к 4, получим 9.
14+3=10+4+3=10+7=17
11+8=10+1+8=10+9=19
Этот способ вычисления иллюстрируется на наглядных пособиях: пучки палочек (по 10 палочек) и отдельных палочках.
Решение сопровождается устным пояснением: 14 состоит из 1 десятка и 4-х единиц, к 14 надо прибавить 3 единицы. Объединяя единицы, получим 7, добавим 1 десяток – всего 17.
Прием вычитания рассматривается как обратный прием сложения и поясняется на наглядных пособиях. Прием сложения для примеров с переходом через десяток: 9+5, 8+7 и т.д. – не требует нового обоснования, надо лишь поупражнять учащихся в разложении второго слагаемого на удобные для прибавления числа. Это достигается работой над следующими упражнениями:
1. "Угадай, какие числа складывали, если получили в сумме 10". На доске записаны и закрыты листом бумаги примеры. 10=6+4. учащиеся называют разные числа, которые дают в сумме 10, пока не назовут пример.
2. Сколько добавить к данному числу, чтобы получить 10?
Вычитание рассматривалось как действие обратное сложению и проводится по частям.
По традиционной программе Моро дети в 1 классе знакомятся с табличными случаями сложения и вычитания с переходом через десяток.
Знакомство с табличными случаями начинается с примеров 9+2, 8+3, 7+4, 6+5. Пользуясь индивидуальным наборным полотном с кружками, ученики под руководством учителя выполняют сложение однозначных чисел, сумма которых равна 11.
Учитель предлагает решить выражение 8+3 с помощью кружков и наборного полотна с двумя рядами карманов, по десять в каждом. Один ученик выполняет работу у доски на демонстрационном полотне, а остальные на индивидуальных пособиях. В верхний ряд вставляется 8 кружков одного цвета, а затем берут 3 кружка другого цвета, 2 из них вставляют в верхний ряд, а оставшийся 1 кружок – в нижний ряд. Ученики объясняют, как прибавить к 8 число 3: сначала дополнить 8 до 10, для этого надо к 8 прибавить 2, получится 10, потом к 10 прибавить то, что осталось (1), получится 11, значит 8+3=11. Можно вести запись 8+3=8+2+1=11.
С обратным действием вычитанием (вида 12-3) мы знакомим двумя приемами:
1. последовательное вычитание числа по частям: сначала вычитаем столько единиц, чтобы осталось 10, а затем из 10 вычитаем оставшиеся единицы вычитаемого (12-3=12-2-1);
2. основывается на знании состава числа и использовании связи между суммой и слагаемыми (12 –это 3 и 9, если из 12 вычесть 3, то получится 9).
После введения приемов рассматривается каждый случай вычитания, составляется таблица, которая заучивается. [18,c.7]
Математика в системе Л.В.Занкова рассматривается как интегрированный курс, объединяющий арифметику, алгебру, геометрию и элементы многих других математических дисциплин. Главенствующую роль в курсе играет арифметика, а в ней арифметика натуральных чисел.
Первоначальной основой знакомства с натуральными числами в системе общего развития является теоретико-множественный подход, который позволяет максимально использовать дошкольный опыт учащихся, сложившиеся у них представления о механизме возникновения чисел как результате пересчета групп предметов.
В центре внимания при изучении каждого концентра находится образование новой единицы счета – десятка, сотни, тысячи и т.д., что позволяет не только овладеть устной и письменной нумерацией, но и осознать принципы построения десятичной позиционной системы счисления. Изучение действий с натуральными числами распределяется следующим образом: табличное сложение и вычитание (1-й класс); внетабличное сложение и вычитание (2-й класс); табличное умножение и деление (2-й класс); деление с остатком (2-й класс); внетабличное умножение и деление на однозначное число (3-й класс); внетабличное умножение и деление многозначного числа многозначное, возведение в степень с натуральным показателем (4-й класс).
Основой знакомства со сложением и вычитанием в первом классе также является теоретико-множественный подход. Сложение рассматривается как операция с числами, эквивалентная объединению двух (или нескольких) непересекающихся конечных множеств, вычитание – как операция с числами, эквивалентная разбиению конечного множества на два непересекающихся подмножества, или определения количественной разницы между сравниваемыми конечными множествами.
Тонкости педагогики:
Особенности развития речи младших школьников
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лекси ...
Механизмы аудирования и факторы, обеспечивающие успешность понимания
иноязычного текста на слух
Чтобы лучше понять аудирование, как вид речевой деятельности, стоит обратить внимание на механизмы слухового восприятия. Аудирование связано со сложным процессом поиска и выбора информативных признаков из ряда возможных, что зависит от наличия у слушающего ассоциативных связей, установленных в резу ...
Социокультурная сущность многоуровневой системы непрерывного образования
образовательный учебный профессиональный самоопределение Формирование системы многоуровневого непрерывного образования как единого образовательного пространства предполагает интеграцию различных образовательных и профессиональных учреждений. Эффективность функционирования такой системы достигается ...