Аналогично учащиеся объясняют способ действия для других случаев этого столбика.
- Какую роль играет второй столбик в этом задании? (Выражения второго столбика выполняют роль помощника. Они помогают быстро найти значения сумм первого столбика.)
Далее предлагается сравнить значения сумм с числами, записанными в таблице, и прочитать полученное слово:
12 |
13 |
14 |
15 |
Ц |
И |
Р |
К |
- Представьте, что мы попали на цирковое представление, вы его участники. На цирковой арене понадобится ваши знания таблиц сложения и вычитания в пределах 20.
2. На арене клоун со своим песиком Фунтиком, который выложил ряды чисел:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Клоун пояснил, что это "волшебные" ряды, в первом ряду надо подобрать два таких числа, которые в сумме дадут число 12, а во втором ряду – число 13.
Дети называют суммы, учитель записывает их на доске:
1+11, 2+10, 3+9, 4+8, 5+7, 1+12, 2+11, 3+10, 4+9, 5+8, 6+7.
- Какое число в первом ряду не было названо? (6)
- С каким числом его надо сложить, чтобы получить число 12? (6+6=12)
- Какую закономерность вы заметили?
Запишите по этому же правилу такие ряды чисел, чтобы составить суммы, значения которых равны: 14, 15, 16.
Задание выполняется по рядам. При проверке учащиеся по цепочке называют соответствующие суммы чисел.
3. На доске выставлены карточки с числами:
Клоун вместе с Фунтиком предлагает задание: "Разгадай правило, по которому числа, записанные в карточках, связаны между собой, и заполни пустые окошки".
Ученики поясняют, что на карточках два числа в сумме дают третье число и называют пропущенные числа (9, 8, 6, 7, 9, 11)
4. Клоун меняет задание и предлагает расставить знаки арифметических действий так, чтобы равенства были верные:
8 * 7 * 6 = 9 15 * 7 *1 = 9
4 * 8 * 3 = 9
Учащиеся так объясняют постановку знаков: в первом равенстве три однозначных числа, если поставим знаки "+" и "-", тогда 8 "плюс" 7, получим 15, 15 "минус" 6, будет 9, равенство верное и т.д.
Выясняется, чем похожи эти три равенства. Какое равенство является лишним?
Учащиеся поясняют: во всех трех равенствах значения выражений равно 9, в каждом равенстве слева по три числа. Этим равенства похожи. А, отвечая на второй вопрос, одни учащиеся назвали лишним третье равенство, так как оно содержит двузначное число 15; другие, ориентируясь на знаки арифметических действий, назвали вопрос, потому что в первом и третьем равенствах знаки идут в таком порядке: "+" и "-", а во втором сначала идет знак "-", а потом знак "+".
5. На арене жонглеры. Выясняется, какими предметами они
жонглируют. Проводится беседа:
- По какому признаку можно разбить все предметы на две группы? (По цвету, размеру и форме).
- Какому разбиению соответствуют выражения, записанные в столбиках:
8+3 6+5 7+4
11-8 11-6 11-7
11-3 11-5 11-4
(В первом столбике предметы разбиты по форме – 8 обручей и 3 булавы; во втором по размеру - 5 больших предметов и 6 маленьких; в третьем по цвету –7 красных и 4 синих предмета).
- Найдите значения выражений и объясните, как вычислить значение разности, используя сумму. (Учащиеся вспоминают правило взаимосвязи между сложением и вычитанием и объясняют: значения суммы 8 и 3 равно 11; если из суммы 11 вычесть первое слагаемое 8, то получится второе слагаемое 3 и наоборот).
Аналогично учащиеся находят значения выражений второго и третьего столбиков.
6. "Математические" фокусы:
а) Задумайте любое число меньше 10, прибавьте к нему число 6, назовите число, которое получилось, а я скажу, какое число было задумано.
б) Задумайте любое однозначное число, прибавьте к нему число 7, а теперь из полученного значения суммы надо вычесть задуманное число. У вас в ответе получилось 7. Кто понял, как это узнать?
7. На арену выходит Дарья с дрессированными голубями. Ей надо 15 голубей рассадить на два обруча.
- Догадайтесь, как она могла это сделать, составьте соответствующие равенства и запишите их:
14+1=15 13+2=15 12+3=15
11+4=15 10+5=15 8+7=15
8. Запишите равенства, которые отмечены на числовых лучах. Запишите их.
9. Можно ли утверждать, что значения выражений во всех столбиках одинаковые?
Тонкости педагогики:
Организация воспитательного процесса в школе
В условиях осуществления всеобщего среднего образования социальная роль школы должна была измениться. В идеале средняя школа теперь предназначалась для того, чтобы стать государственным учреждением, способствующим и помогающим подготовиться к жизни, к труду всей молодежи, в то время как раньше школ ...
Принципы подбора растений в разных возрастных группах
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детск ...
Меры предосторожности и реакция ВОЗ на радоновую опасность
Снижение концентрации радона в домах. Уровни концентрации радона можно снизить путем: • улучшения вентиляции дома; • предотвращения проникновения радона из подвальных помещений в жилые комнаты; • усиления вентиляции под полом; • установки системы для удаления радона в подвальных помещениях; • герме ...