Содержание исторического образования в университетах России

Страница 3

В соответствии с уставом российских университетов 1835 г. история Российского государства была переименована в российскую историю. Роль данного предмета в университетском курсе особенно подчеркивалась: «По важности своего значения кафедра нашей отечественной истории во всех университетах, кроме Дерптского (который пользуется особым уставом), составляет предмет отдельный, самостоятельный, обращающий на себя после кафедры закона Божия особенное внимание».

Устав несколько изменил состав предметов, преподаваемых на факультете. В русле славянской политики Николая I составной частью историко-филологического образования становилось славяноведение - комплексная дисциплина с филологическим уклоном, включавшая славянские языки, литературы, славянские древности (элементы археологии, фольклора, этнографии), историю славян. Организации преподавания в университетах истории славян придавалось особое значение. Подразумевалось, « .что эта область науки не только является частью необходимого для студентов знания отечественной и всеобщей истории, но и несет на себе важную идеологическую нагрузку, научно подкрепляет идеалы славянского единства и взаимности» .

Итак, данная структура наук, преподаваемых на историко-филологическом отделении философского факультета, отразила принципы разграничения, выработанные в западноевропейских университетах: подразделение всемирной истории на историю национальную и всеобщую (зарубежных государств и народов). В реальном воплощении этих принципов российские университеты обнаружили самобытность.

Спектр наук, отнесенных в российских университетах к всеобщей истории, был сложнее, чем в западноевропейских университетах. В русской науке и правительственном мнении всеобщая история рано стала предметом особого внимания, и в уставных перечнях университетских наук она всегда стояла впереди отечественной истории. В данной области исторической науки поддерживались тесные связи с европейскими учеными, особенно в области изучения античности. В области отечественной истории связи были несколько слабее, что объяснялось незначительным числом специалистов по русской истории среди западноевропейских ученых в XIX в. обычно научные работы писались на основе материалов, находящихся в стране, и не требовали выезда за границу. В самих университетах Западной Европы история России, будучи для них частью всеобщей, не удостаивалась особого положения: она не была самостоятельным учебным предметом.

В первой половине XIX в. в университетской практике утверждались основные формы учебной работы со студентами. Ведущей формой обучающего процесса на протяжении столетия была признана профессорская лекция. Отсутствие учебников предопределило в русских университетах чтение полных лекционных курсов как по русской, так и по всеобщей истории. Предмет последней делился на три части: древняя, средняя и новая, но читались они одним профессором. Правительство придерживалось мнения о необходимости полного систематического преподавания учебных предметов гуманитарного цикла. Стремление к тому же профессуры обусловило превращение чтения полных курсов по русской, всеобщей и церковной истории в устойчивую традицию и особенность университетского преподавания в России. Преподаватели стремились к изложению концептуальных, идейно наполненных курсов. При этом лучшая часть профессуры стояла на позиции сочетания в лекции научной основательности и мастерства изложения материала, что делало ее событием в жизни слушателей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Тонкости педагогики:

Стимулирование образования для студентов
Одной из перспективных особенностей системы образования Германии, в том числе высшего, является Закон о стимулировании образования. Для студентов он предусматривает ежемесячные выплаты примерно 600 марок: половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая — как кредит (школьника ...

Теоретические основы компетентностно-деятельностного обучения
Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского ...

Возникновение и развитие педагогики
«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru