Качеством читаемых лекций определялись преподавательские способности профессоров; на лекционном поприще, в первую очередь, выросла академическая и общественная известность ряда профессоров-историков. Уже в первой половине XIX в. начинает формироваться высокое представление об авторитете профессорской корпорации и статусе профессора в русских университетах. Складывается образ профессора, сочетающего в себе педагогическое мастерство, эрудицию, яркую индивидуальность. Примером этого может быть идеал университетского профессора, разработанный Н.И. Надеждиным, выдающимся профессором-гуманитарием Московского университета первой половины 1830-х гг. Он хотел видеть русского профессора в «современных европейских формах» - ученого, говорящего на кафедре языком светского, блестящего красноречия . Дав критическую оценку профессоров 1800-1820-х гг.„ Надеждин указывал на то, что этот вопрос по-разному решается в просвещенных странах
Европы. По его мнению, наиболее характерны два способа преподавания: немецких профессоров, которые придерживаются строго холодного систематизма и «представляют истину в нагом скелете понятий», и французских, которые «приносят на кафедру всю ловкость, всю развязность, все изящество современной цивилизации .немецких профессоров лучше читать, чем слушать; французских - лучше слушать, чем читать» .
Оба этих способа преподавания, по мнению Надеждина, «в своих крайностях неудовлетворительны .профессор должен читать как француз и печататься как немец .». Он должен учитывать, что студенты уже имеют определенную степень образования, и в своих лекциях должен прежде всего вдохновлять своих слушателей: «поэзию науки должен схватить университетский профессор и сообщить своим слушателям. Но поэзия не может передаваться в сухих формах методического учения, она требует живой, огненной импровизации .при этом в голове профессора должна находиться самая стройная, самая последовательная система, свобода должна являться только в форме изложения.
В первые десятилетия деятельности российских университетов к профессорским лекциям не предъявлялись высокие требования. Кроме пересказа сведений из научных трудов, предусматривалось знакомство студентов со специальной литературой. Количество специальных исследований и монографий, в области исторических наук, принадлежащих перу университетских профессоров, в этот период было не столь значительным, по сравнению со второй половиной XIX в. Это объяснялось тем, что деятельность профессоров в российских университетах в начале XIX столетия в первую очередь была направлена на распространение научных сведений в общедоступной форме широкой публике.
Принципиальной проблемой учебной жизни российских университетов в ранний период их существования явился вопрос о языке преподавания. Тем более, что для этого периода было характерно поручение чтения лекций по фундаментальным дисциплинам преподавателям иностранных языков. Так в Московском университете Ю.П. Ульрихс, читавший курс всеобщей истории, одно временно преподавал немецкий язык. В Харьковском университете профессор А.И. Дегуров одновременно преподавал французский язык и всемирную историю. В Петербургском университете кафедру истории возглавлял Э.В. Раупах, преподававший и немецкий язык.
Профессора иностранцы настаивали на использовании латинского и немецкого языков в преподавании. Связано это было с тем, что университетская наука в то время строилась на основе методических пособий, разработанных крупнейшими западноевропейскими учеными — Винкельманом, Нибуром, Гриммом, Шлегелем, Шеллингом и др.
Тонкости педагогики:
Принципы построения интегрированного курса
Очевидно, что интегрированный курс для начального этапа может иметь гораздо более широкое распространение, чем для продвинутого этапа, поэтому его разработка является первоочередной задачей. Она требует соблюдения таких принципов, как: минимизация, учет региональной специфики, отбор регионально зна ...
Защитные механизмы личности
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы. 1) Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезн ...
Формы организации современного школьного обучения
Основной формой организации обучения в современной школе является урок. Однако в течение урока преподаватель реализует различные способы подачи учебного материала: объяснение новых разделов, решение задач, проверка домашних заданий, диалоговое общение. Таким образом, можно считать, что управляющая ...