Но для становления национального университета принципиально важным было использование в учебной практике русского языка. В связи с этим наиболее актуальной для русских университетов становилась подготовка собственных профессорско-преподавательских кадров. Несмотря на то, что практика приглашения иностранных специалистов во многом позволила решить проблему преподавания ряда наук в качестве университетских дисциплин в начале XIX в., она не отвечала национальным интересам страны в деле образования. Уже в 1815 г. Министерство народного просвещения постановило, чтобы на вакантные кафедры в российских университетах определялись преподаватели исключительно русского происхождения.
Как упоминалось ранее, вскоре после начала работы, первые российские университеты столкнулись с отсутствием специалистов по многим отраслям науки, в том числе и по истории. Собственных научных и педагогических кадров не всегда хватало для обеспечения учебного процесса. Зачастую одному профессору приходилось читать несколько курсов, иногда даже не связанных между собой. В качестве университетских преподавателей привлекались и учителя из гимназий. Кафедры истории из-за недостатка квалифицированных преподавателей первоначально нередко замещались разными людьми: это были и иностранцы, переселившиеся в Россию по политическим или финансовым соображениям; и собственные, наспех подготовленные преподаватели - " . историки столь же неопределенного профиля, как и их иностранные коллеги, но еще менее знающие и образованные; и, наконец, вовсе случайные люди - чиновники или литераторы, не имевшие ничего общего с наукой". Зачастую лекции таких преподавателей оказывались поверхностными обзорами событий, лишенными научного содержания, или переложениями каких-нибудь общих трудов.
Деятельность талантливых преподавателей на раннем этапе существования российских университетов способствовала формированию подлинного интереса к наукам и научным занятиям. Общие лекционные курсы исторического содержания по преимуществу были достоянием профессоров.
Следует отметить, что в первой четверти XIX столетия в университетах России на отделении словесности научные интересы профессоров не всегда совпадали с профилем занимаемых ими кафедр. Во многом это было связано с недостаточным развитием методики преподавания ряда гуманитарных дисциплин и отсутствием специалистов в этих областях наук. Сама история в этот период только начинала оформляться как самостоятельная научная дисциплина в российских университетах, постепенно трансформируясь от описательности к научности.
Сказалось и несовершенство преподавания некоторых предметов гуманитарного профиля. Кроме того, вскоре после принятия устава 1804 г. выяснилось несовпадение факультетской структуры с программой университетских курсов. Из-за нехватки профессоров и недостаточной дифференцированности исторической науки того времени, профессора всеобщей истории нередко читали лекции и по истории России. И, наоборот, были случаи, когда кафедры всеобщей истории замещались людьми, предметом занятий которых являлась русская история.
Так, в Московском университете кафедру истории, статистики и географии Российской империи возглавлял И.А. Гейм, больше известный своим русско-немецким словарем; при этом он преподавал две последние дисциплины. Однако лекции по отечественной истории читал то Н.Е. Черепанов - профессор кафедры всемирной статистики, истории и географии, то М.Т. Каченовский, занявший в 1811 г. кафедру археологии и изящных искусств. И только в 1821 г. М.Т. Каченовский возглавил кафедру истории, статистики и географии Российской империи, которую занимал до принятия нового университетского устава 1835 г.
Тонкости педагогики:
Письменная речь и задачи ее развития
Проблема формирования письменной речи у детей до сих пор является актуальной. Недостаточный уровень сформированности письменной речи негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется в различного рода трудностях, испытываемых д ...
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией и перееданием уже к 20-30ти годам доводит себя до катастрофического состояния, и ...
Проблема классификации методов обучения
Проблема классификации методов обучения представляется одной из самых сложных проблем современной дидактики. При классификации по источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. В свою очередь, к словесным относятся методы работы с книгой, лекционные метод ...