Важной стороной деятельности университетов и министерства народного просвещения являлась работа по организации учебного процесса на факультетах. В рассматриваемый период историческое образование было соединено с филологическим и входило в общую систему философского образования. Российская университетская мысль на протяжении всего XIX в. признавала единство и обоюдную пользу исторических и филологических знаний. Что нашло отражение не только в чтении части лекций и требовании вести диспуты на защитах магистерских и докторских диссертаций на латинском языке, но и в повышенном внимании к углубленному изучению греческих и римских древностей. Особое внимание в учебном процессе на историко-филологическом отделении философского факультета уделялось изучению древних языков.
Обучение в университетах в начале XIX столетия разделялось на два этапа: общеобразовательный (приуготовительный) непосредственно курс факультетских наук. К общим курсам обычно относились латынь, русский язык, философия, история, основы права, статистика. На право слушания лекций слушателям выдавалась табель на латинском языке, в которой по каждому факультету были представлены все предметы университетского учения с именами профессоров. Ректор же отмечал в них, по своему усмотрению, предметы, изучение которых было обязательно для данного студента. В соответствии с п. 109 устава 1804 г. только тот, « .кто прослушал науки приуготовительные (общеобразовательная часть), может перейти к специальным лекциям по определенному факультету» .
Главным результатом деятельности университетов и правительства по организации учебного процесса стало утверждение в российских университетах с начала их деятельности курсовой системы распределения факультетских предметов и чтения по ним лекций, состоявшей в зачете годовых курсов. Устав 1835 г. устанавливал двусеместровую систему. Обязательными для сдачи становились полукурсовые и курсовые переводные экзамены, кроме того, в каждом семестре предусматривался выбор студентом двух предметов, по которым также необходимо было сдать экзамен.
Содержание образования определяется учебным планом. Перед началом каждого учебного года составлялся учебный план, где «курс учения по каждой кафедре во всех факультетах располагался непременно на один год .» . Распределение лекций составлялось ежегодно, в начале или конце каждого академического года, перед летними каникулами или после них, на основании заявлений преподавателей о предложенных ими курсах. В соответствии с уставом 1835 г. обязательный учебный план, который предусматривал определенную последовательность в овладении знаниями, устанавливался для каждого семестра.
Устав 1835 г. строго регламентировал деятельность профессоров. Перед началом каждого семестра преподаватели должны были предоставлять декану факультета программы своих чтений в наступающем семестре. Эти программы обсуждались в факультете и предоставлялись на утверждение попечителя учебного округа. По окончании полугодия преподаватели предоставляли отчеты о проделанной работе, рассмотрение которых проходило те же инстанции. Подобная система входила в противоречие с самими основами университетского преподавания, складывавшимися долгое время. И « .вводила администрацию в самую лабораторию профессорского преподавания и вела к крайне вредному для жизни университетов подавлению индивидуальности преподавателей .».
Содержание образования получает конкретизацию в учебных дисциплинах. Историческое образование в рассматриваемый период означало подготовку студентов в области политических наук, изящных искусств и древностей, словесности и истории. Предусматривалось изучение таких исторических дисциплин, как классические древности, всемирная история, история Российского государства и — в Московском университете теория и история изящных искусств и археология. При этом устав 1804 г. предписывал раздельное чтение истории и теории искусств .
Тонкости педагогики:
Теоретическое обоснование и принципы логопедического воздействия
При устранении нарушений письменной речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей. В связи с этим коррекция нарушений чтения и письма в коррекционной школе должна быть тесно связана с развити ...
Особенности педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. С каждым годом растет контингент во ...
Комплекс целей современного обучения иностранному языку
Исходным пунктом в определении стратегической цели обучения является социальный заказ общества по отношению к подрастающему поколению. В частности иноязычное образование на протяжении почти всего двадцатого столетия заключалось в качественном владении предметом. Затем произошел поворот от грамматик ...