Следует отметить, что номенклатура историко-филологических наук, преподаваемых в российских университетах, вырабатываемая в первой половине XIX в., явилась, прежде всего, результатом правительственной политики. Уставы российских университетов 1804 и 1835 гг. не предусматривали инициативы университетов в вопросах о составе факультетских предметов.
Организации преподавания истории в российских университетах придавалось большое значение. Подчеркивалось, что цель его - «не только изучение самих происшествий», но, прежде всего познание причин тех или иных деяний людей для того, чтобы, сопоставляя «нынешнее состояние людей» с прошлым, направить «влияние их на благо общества». Итак, чтобы понимать события и судить о них, историк должен был сначала узнать «природу и свойства людей», в связи с чем ему предписывалось изучать «эмпирическую психологию, естественное и общественное право, международные отношения, государственное хозяйство, статистику и энциклопедию наук, чтобы найти главные точки, с коих он должен взирать на исторические происшествия. Сначала он должен заняться всемирною и частной историей государств, после чего уже пройти историю словесности, земледелия, промышленности». Он должен также был знать и вспомогательные исторические науки: «историческую словесность и критику (т.е. историографию), хронологию, историческую географию, генеалогию, дипломатику, нумизматику и геральдику».
Сами науки факультетского курса распределялись по следующим кафедрам: греческого языка и греческой словесности; древностей и языка латинского; красноречия, стихотворства и российского языка; всемирной истории, статистики и географии; истории, статистики и географии российского государства; теории изящных искусств и археологии; восточных языков. Следует отметить, что в ранних университетских уставах (1804 г., 1835 г., второй устав Дерптского университета 1820 г., временный устав университета св. Владимира в Киеве, Высочайше утвержденный в декабре 1833 г.) предметы факультета были идентичны кафедрам, хотя не исключалась возможность разделения кафедр и их наук на составные части. Так, в Харьковском университете в рамках курса всеобщей истории читалась древняя история с хронологией, статистика, география и история европейских государств. Впоследствии были добавлены лекции по истории средних веков и нового времени (общее философское обозрение), а так же специальные курсы исторической критики и истории успехов человеческого ума в искусстве, науке, политике, гражданских и церковных учреждений; новейшая история, нумизматика, историческая пропедевтика, археология всеобщей истории.
Некоторые преподаватели словесного отделения, не довольствуясь предметами, определенными уставом 1804 г., читали специальные курсы, законодательно не предусмотренные (педагогика, нумизматика и пр.). В частности, в Харьковском университете профессор Г.П. Успенский читал лекции по русским древностям. Его сочинение "Опыт повествования о русских древностях", являющееся систематическим очерком внутреннего быта допетровской России, долгое время оставалось единственным в своем роде вплоть до 1890 г., когда в свет вышел труд профессора В.И. Сергеевича "Русские юридические древности".
Со времени действия устава 1804 г. в преподавании истории четко прослеживается разделении между отечественной и всеобщей историей. Правда, на ранних этапах деятельности российских университетов курсы отечественной и всеобщей истории не были расчленены на периоды.
Тонкости педагогики:
Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке
Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке явилось одним из направлений его колонизации, поскольку семья была стабилизирующей основой образующегося населения в регионе. Исторический анализ архивных, документальных и научных источников и литературы позволил выделить определяющий фактор формиро ...
Методика обучения чтению на различных этапах школы
В отечественной методике вопросы обучения чтению всегда занимали особое место. Во все периоды социально – политического развития общества на первый план выходили различные аргументы в защиту особого значения чтения, но неизменным и очевидным остается факт, что именно искусство чтения является систе ...
Экспериментальное
исследование трудового воспитания детей старшей группы детского сада
В круг исследования, проводившегося в 2010 году, включалось 20 детей 5-6 лет. Соответственно гипотезе работы предполагалось, что целенаправленное систематическое руководство трудовой деятельностью дошкольников в условиях детского сада позволяет значительно расширить круг сведений и представлений де ...