Содержание исторического образования в университетах России

Страница 7

В деле преподавания русской истории в Московском университете и в развитии отечественной исторической науки, М.Т. Каченовский сыграл переходную роль - от описательности к научности. Он был первым университетским преподавателем истории, который выдвинул требование относиться к ней как к науке, а не как к художественному, описательному сочинению.

Каченовский был первым профессиональным историком в Московском университете. Он поставил вопрос о необходимости развития источниковедения в университетском преподавании. Обратил внимание на необходимость введения в учебную программу таких вспомогательных исторических дисциплин, как археография, дипломатика и других, внедрить которые предстояло последующим поколениям ученых. Он заложил основу дальнейшего развития исторической университетской науки, которое отразилось в лице его преемников по кафедре российской истории.

В Петербургском университете, открытом в 1819 г., во главе не разъединенной в то время кафедры истории, предметом которой была "история всеобщая и в особенности Российского государства" стоял ординарный профессор Эрнст - Вениамин - Соломон Раупах, читавший курс и всеобщей истории, и немецкого языка . И только с учреждением в университете самостоятельной кафедры русской истории в январе 1834 г. в связи с утверждением экстраординарным профессором по данной кафедре Н.Г. Устрялова, лекции по русской истории начал читать специалист.

Определенные сложности существовали и в подборе кандидатов на должности преподавателей всеобщей истории. Так же, как и русская история, всеобщая история вошла в число предметов преподавания в российских университетах с 1804 г. Ее преподавание в словесном отделении тоже было соединено с географией и статистикой. Специальных курсов по древневосточной, античной, средневековой и новой истории в то время в университетах не читалось. Существовал единый курс всеобщей истории, который весь читался одним профессором. Последний либо излагал подряд все части курса, либо выбирал себе для чтения какой-нибудь один период, более ему знакомый, а с остальными просил своих слушателей ознакомиться самостоятельно, по каким-либо пособиям. Очевидно, что при такой постановке дела профессора всеобщей истории должны были быть специалистами очень широкого профиля, " .однако на практике тех, кто преподавал тогда всеобщую историю в русских университетах, менее всего можно было назвать специалистами".

Лекции по всеобщей истории в первой половине XIX в., как правило, представляли собой интерпретацию трудов западноевропейских авторов, причем об этом доводилось до сведения студентов. Традиционными пособиями при чтении лекций по всеобщей истории в первой половине XIX в. были популярные учебники того времени как «Всемирная история» А.-Л. Шлецера и учебник профессора Царскосельского лицея И.К. Кайданова . Чтение "по собственным запискам" началось у всеобщих историков с деятельности Т. Н. Грановского в Московском университете.

В Московском университете кафедру всеобщей истории до 1823 г. номинально возглавлял профессор Н.Е. Черепанов, пребывание которого на кафедре не оставило практически никаких следов. По воспоминаниям слушателей "он умерщвлял в нас (студентах) всякое умственное стремление к исторической любознательности, будучи сам воплощенной скукою и бездарностью" . Постепенно все большую роль в преподавании всеобщей истории стал играть Ю.П. Ульрихс, принадлежавший к числу тех немецких профессоров, которые навсегда осели в России. Благодаря своему трудолюбию и педагогическим способностям он постепенно становится одним из ведущих профессоров и избирается в 1832 г. деканом факультета, но в июле того же года подает в отставку.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Тонкости педагогики:

Роль наглядности в повышении эффективности обучения математике
В психолого-педагогической литературе под наглядностью понимают следующее [9, 22]: наглядность – свойство, особенность психических образов объектов. наглядность – показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышлен ...

Анализ методик коррекции активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных знач ...

Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников
Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда. Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем, ради чего он организован. ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru