Характеристика поведения подростков

Страница 1

Один из самых распространенных в подростковом возрасте недостатков поведения выявляется упрямство, непослушание, проявляющиеся в стремлении действовать вопреки всем разумным доводам и сообщениям, в необоснованном противодействии и сопротивлении требованиям, советам. Указаниям мастера. Часто это вызвано перевозбуждением нервной системы, впечатлениями, переутомлением, тяжелыми переживаниями. Склонность к упрямству зачастую объясняется стремлением к самостоятельности и независимости, неумелым пониманием проявить свою волю. К упрямству нередко приводит «педагогика запретов» - нельзя бегать. Нельзя шуметь, нельзя трогать, т.п. Наконец, упрямство иногда бывает своеобразной формой протеста выражением его недовольства деспотическим, грубым и необоснованным подавлением его развивающиеся самостоятельности и инициативы. Основное, что должно быть противопоставлено упрямству и непослушанию – это, прежде всего педагогический такт мастера, умением его разобраться в причинах, понять их, суметь разъяснить учащемуся неправильность его поведения, педагогическое терпение. Другой путь - это внимание к способностям учащегося, его интереса при одновременной требовательности к нему, активное включение в коллективные формы деятельности. К другим распространенным недостатком поведения учащегося (особенно подростков) относятся: грубость, резкость, дерзость, неуважительное отношение к старшим, к мастеру. Чаще это вызвано отсутствием уважительного отношения взрослых к подростку, подавлением его естественного стремления к самостоятельности, принижением формировавшегося в этом возрасте чувства собственного достоинства - назойливым контролем, придирчивостью, мелочной опекой. Грубость и дерзость нередко являются ответом на несправедливое отношение мастера к учащемуся – необоснованное обвинение во лжи, неблаговидном поступке, беспричинная подозрительность. Грубость учащихся нередко объясняется и тем. Что многие из них считают это качество признаком взрослости, мужественности стеснению проявлять чуткость, душевную теплоту, которые расцениваются как признаки мягкотелости. Проявление грубости и дерзости учащихся - это уже серьезный сигнал мастеру, который должен внимательно проанализировать свои действия как воспитателя - наставника молодежи. Пересмотреть и, если нужно резко изменить стиль своей работы, перешагнув через сложившиеся у него представления о сущности воспитательной работы. Полезно посоветоваться с опытными коллегами. К учащимся проявляющим грубость, дерзость особенно нужен индивидуальный подход. В первую очередь необходимо установить причину такого поведения. Работа с таким учащимся предлагает целенаправленную организацию из активности, инициативы, уважение их достоинства, прав на определенную самостоятельность, но ни в коем случае не допустимы поблажки или снижение требовательности.

Нередко проявление и такой недостаток поведения учащихся как лживость сознательное уклонение от истины в неблаговидных целях. Наиболее частой причиной лжи является боязнь, страх наказания. Типичны случаи лжи и как своеобразного понимания товарищества, средства» выгородить друга проявить солидарность. Необходимо кропотливая работа мастера, чтобы, во-первых, выяснить истинные причины лжи. Во-вторых, создать обстановку правдивости, доверия, взаимного уважения и требовательности. Тактично показывая всю неблаговидность лжи, её взаимосвязь с трусостью, лицемерием. Весьма эффективным средством борьбы с проявлением лжи является общественное мнение ученического коллектива. Но здесь мастер и актив группы должны действовать только наверняка, обеспечить осуждение поступка подавляющим большинством группы. В противном случае результаты будут обратными.

Особую группу составляют учащиеся, поведение которых характеризуется отсутствием желания и привычек к трудовому усилию - ленью. С ленью нужно бороться беспощадно. Лучше всего и прежде всего, осуществляется в коллективной трудовой деятельности в бригадах, в звеньях. Вместе с тем мастеру важно подмечать и поощрять проявляющиеся стремления к улучшению, побуждать в ленивом учащемся потребность трудиться, развивать его интерес, приучать находить радость и удовлетворение в достигнутом. Но главное - это сплоченный и работоспособный коллектив группы. В таком коллективе, как правило, лодырей нет, у них просто нет «питательной среды.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Работа над выразительностью чтения
Для того, чтобы правильно преподнести текст, учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения: Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Если обр ...

Организация и результаты эксперимента по развитию письменной речи на уроках русского языка в 3 классе в условиях межпредметных связей
В экспериментальном исследовании, целью которого было изучение роли межпредметных связей русского языка с учебными предметами "Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка" на начальном этапе обучения в школе в развитии письменной речи м ...

Экспериментальное исследование трудового воспитания детей старшей группы детского сада
В круг исследования, проводившегося в 2010 году, включалось 20 детей 5-6 лет. Соответственно гипотезе работы предполагалось, что целенаправленное систематическое руководство трудовой деятельностью дошкольников в условиях детского сада позволяет значительно расширить круг сведений и представлений де ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru