Начало подготовки собственных молодых преподавателей, именуемых «профессорскими кандидатами», А.Н. Якушев относит к 1808 г., когда 12 студентов Петербургского Главного педагогического института были командированы за границу в университеты с целью подготовки к профессорскому званию.
В 1827 г. при Дерптском университете было решено создать Профессорский институт для подготовки специалистов, в которых нуждались российские университеты. Этой мерой правительство стремилось обеспечить подготовку национальных кадров для замены профессоров - иностранцев. По настоянию Николая I все направляемые в институт молодые люди должны были быть "непременно природными русскими". Выбор Дерптского университета в качестве базы для института объяснялся наличием тесных связей с европейской, преимущественно немецкой наукой. Кроме того, университет в Дерпте был лучше, чем другие российские университеты, укомплектован преподавателями, среди которых немало было выдающихся ученых.
В Дерпт направлялись лучшие выпускники или студенты старших курсов российских университетов. После двухлетнего обучения в профессорском институте, двух лет пребывания в различных европейских университетах и года подготовки на родине они должны были сдать экзамены, написать и защитить диссертацию, после чего могли занять профессорские вакансии в российских университетах.
Молодые ученые, окончившие свое образование за границей под руководством опытных профессоров, начали преподавательскую деятельность в 1830-е гг. Многие из них стали выдающимися учеными и талантливыми педагогами, способствовавшими развитию исторической науки в российских университетах.
К началу 30-х гг. XIX в. настоятельно возникла необходимость обновления профессорского состава и кардинальной структурной перестройки университетских дисциплин на отделении словесности в российских университетах. К этому времени просветительский взгляд на историю и изящную словесность как на средство воспитания идеального человека и гражданина, господствовавший в университетском образовании в первой трети XIX столетия, постепенно стал уступать место более конкретным задачам воспитания образованных и сознательных граждан Российской империи.
Большое значение в свете национальной политики Николая I придавалось изучению отечественной истории и литературы, основ российского государства и права. Устав 1835 г предусматривал создание чистой кафедры русской истории. Среди преподаваемых наук первого отделения философского факультета наряду с всеобщей историей значилась российская история, а не русская, как прежде. Однако кафедра, на которой эта наука преподавалась, осталась «русской».
Министерство народного просвещения, возглавляемое С.С. Уваровым, проявило заинтересованность и целенаправленность в подборе профессоров на эти кафедры. Нужны были люди, которые могли не только возглавить кафедру, но и привить любовь студентам к отечественным древностям, интерес к изучению фактического материала. Характерное для того времени расширение ис-точниковой базы требовало появления во главе кафедры российской истории человека, который сам занимался сбором и публикацией исторического материала. Это « .должно было сменить столь привлекательное для молодежи, но не всегда полезное для исторической науки стремление к ниспровержению авторитетов и вычеркиванию целых периодов истории, которые из-за недостаточной изученности объявлялись баснословными .» .
Так на новообразованные кафедры российской истории были назначены М.П. Погодин в Московском и Н.Г. Устрялов в Петербургском университете. Обе кафедры придерживались в то время одного, пшецеровского в своей основе, понимания задач русской исторической науки; и ориентировались на разыскание и публикацию источников по русской истории и их первичную обработку. Важно отметить патриотическую направленность трудов и учебных курсов обоих ученых в духе теории официальной народности.
Тонкости педагогики:
Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он занимается, трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца; ...
Общенаучные методы прогнозирования в педагогике
К общенаучным методам прогнозирования объектов всех без исключения наук относится весь арсенал средств, которыми располагает в настоящее время логика научного исследования: эмпирические методы - наблюдение, измерение и эксперимент; теоретические - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, ан ...
Задачи ознакомления детей с комнатными растениями
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями пр ...