Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Современная педагогика » Становление исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - первой половине XIX в » Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Страница 2

Законодательное регулирование высшего университетского образования в России на протяжении XIX века вплоть до 1917 г. осуществлялось общеуниверситетскими уставами 1804 г., 1835 г., 1863 г. и 1884 г., определявшими структуру и порядок функционирования университетского образования в стране, в том числе и исторического. Отдельный устав имел Дерптский университет, основанный в 1802 г. Виленский и Дерптский университеты, являясь по статусу Императорскими, сохраняли особое устройство, законодательно закрепляемое специальными уставами. Не подлежал действию общеуниверситетских уставов и Варшавский университет. Причины особого законодательного регулирования указанных учебных заведений видятся в этнической, национальной и религиозной специфике регионов, в которых эти университеты располагались.

Концептуальным документом, определившим основания университетского образования в начале XIX столетия, стали Утвердительные грамоты Московского, Харьковского и Казанского университетов. В них оговаривались особые права и преимущества этих учебных заведений, цели университетского образования. Устанавливалась структура управления, права на выдачу документов об образовании и возведения в ученые степени, определялся порядок чинопроизводства и материального обеспечения профессорского состава.

Одновременно с Утвердительными грамотами были подготовлены уставы этих университетов. «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам» были опубликованы 5 ноября 1804 г. Эти официальные документы явились заключительным этапом работы активных деятелей русского просвещения и государственной администрации по определению основных принципов государственной системы народного просвещения, рассчитанной, в том числе, и на непривилегированные слои населения. В них содержались прогрессивные идеи, присущие русским просветителям.

Устав 1804 г. определил основные принципы деятельности российских университетов начала XIX в.: автономия и академические свободы. При этом функции университета включали в себя образование, исследование и воспитание. На практике же задачи университетского преподавания оказались гораздо шире. Устав 1804 г., подвергаясь различным изменениям, просуществовал более 30 лет. В общих чертах он нашел отражение в Уставе российских университетов 1863 г., составители которого обратились к идеям просветительства времен Александра I.

Став первым комплексным законодательным актом в сфере высшего образования, университетский устав 1804 г. определил содержание, организацию и методы обучения, обязанности руководителей и преподавателей. При этом Устав исходил из директивных установок «Предварительных правил».

Деление российских университетов на факультеты соответствовало уровню развития науки того времени, и тому, «что было принято в этом отношении в немецких университетах» . Предусматривалось четыре факультета: отделение нравственных и политических наук, отделение физических и математических наук, отделение врачебных или медицинских наук, отделение словесных наук. Образцом для распределения и количества кафедр также служили немецкие университеты.

Факультеты университетов ведали следующими делами: распределение лекций, производство экзаменов для получения ученых степеней, назначение тем конкурсных сочинений, обсуждение вопросов, выносимых на факультетские собрания, составление сметы средств на нужды факультета . Все постановления факультета выносились на утверждение университетского совета. Таким образом деятельность факультета касалась, главным образом, факультетского преподавания и научной сферы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание личности – длительный и сложный процесс и его успешное осуществление требует согласованности действий всех участников педагогического процесса: детей, воспитателей, родителей. Основная задача детского сада в области нравственного воспитания детей заключается в том, чтобы обе ...

Оценка эффективности применения подвижных игр для воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Цель данного этапа исследования: проанализировать результаты работы и сделать выводы. Уровень воспитанности нравственных качеств у дошкольников экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе исследования представлены в приложении 2. Результаты диагностики уровня воспитанности нравствен ...

Содержание программы по изучению уровня сформированности устной и письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью
Методика состоит из 9 разделов. (Карта обследования см. Приложение №2). 1 – й этап направленный на исследование звукопроизносительной стороны речи и включает в себя 5 проб. Все звуки разделены на 5 групп: 1 группа – свистящие С, Сь, З, Зь, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 – Л, Ль; 4 – Р, Рь; 5 – другие ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru