Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Современная педагогика » Становление исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - первой половине XIX в » Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Страница 12

Дифференциация и обособление наук в России предреформенных десятилетий, обусловленные как закономерностями их собственного развития, так и постепенным развитием капиталистического уклада, влекли за собой изменения в структуре и организации университетского образования. Первым признаком такого влияния стало появление в структуре университетов феномена «факультет» .

Отделения философского факультета пяти университетов России, в соответствии с постановлением Министерства народного просвещения в 1850 г. были « .переименованы факультетами: первое - историко-филологическим, второе - физико-математическим» . Объяснялось это тем, что « .между собой эти отделения не имели ничего общего .и представляли каждый в особенности полный факультет со всеми принадлежностями и соединены без достаточной причины».

Данное деление затронуло и философский факультет особого Дерптского университета. Здесь факультет был создан на основе филолого-исторического класса, входившего в состав философского факультета . К числу предметов этого класса были отнесены: « .красноречие, древняя классическая философия, эстетика и история художеств, история литературы, древняя классическая филология, педагогика, российский язык и словесность, статистика и география, историческая наука» .

Мы разделяем точку зрения исследователя В.И. Чеснокова, что для российской университетской системы возведение словесного отделения в ранг историко-филологического факультета имело прогрессивное значение, « .поскольку оно позволяло придать подготовке историков-филологов большую профессиональную направленность и создавало условия для развития внутрифакультетской специализации .» . Наличие в университетах России с 1850 г. историко-филологического факультета определяло их национальное своеобразие. Так, в некоторых странах Западной Европы, в том числе Германии, универсальные философские факультеты существуют и в настоящее время.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 


Тонкости педагогики:

Методические особенности организации работы с иллюстрационным материалом школьного учебника биологии
На первых этапах изучения биологии целесообразно использовать задания на распознавание объектов и процессов, так как это наиболее простой вид деятельности. Эту работу можно сочетать с обучением умению пользоваться условными обозначениями. Следует учитывать, что в учебниках биологии даны названия из ...

Формы социально-педагогической помощи семье
В зарубежной практике накоплен богатый опыт оказания социально-педагогической помощи нуждающимся с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы. Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Крисисинтервентная модель работы ...

Развитие системы дидактических принципов
Собственно термин «дидактика», по-видимому, впервые ввел в начале XVII в. немецкий педагог Вольфганг Ратке, который назвал свои лекции «искусством преподавания». Сочетание терминов «преподавание», «обучение» и «искусство», введенное В. Ратке, оказалось на удивление точным и глубоким. Современник В. ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru