Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Современная педагогика » Становление исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - первой половине XIX в » Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Страница 3

В уставе российских университетов 1804 г. отразились наиболее передовые черты современных ему западноевропейских университетов: автономия, свобода преподавания наук. Кроме того, он стимулировал формирование системы гуманитарных наук в российских университетах, хотя не мог сразу поднять их преподавание на должную высоту. Для него характерен и утилитарный взгляд на высшее образование, как на подготовку для государства чиновников .

Неотъемлемой составляющей университетского образования являются общественные науки, как учебные дисциплины и как направления исследовательской работы. Образцовое во многих отношениях гуманитарное образование в дореволюционной России базировалось на историко-филологических факультетах. Оформление системы гуманитарного образования в российских университетах шло на протяжении всего XIX в. Начало данного процесса нашло отражение в возникновении новой университетской структуры - отделения словесных наук.

В соответствии с университетским уставом 1804 г., общественно-филологические дисциплины преподавались на отделении нравственных и политических наук и на отделении словесных наук. Отделение нравственно-политических наук приобрело общетеоретический характер по сравнению с узкоспециальным юридическим факультетом второй половины XVIII в. Само его название свидетельствовало о том, что нравственной подготовке будущих государственных деятелей придавалось особое значение.

Вторым отделением гуманитарного профиля было отделение словесных наук. Учреждение специального словесного факультета расширяло круг изучаемых в университете гуманитарных дисциплин и улучшало постановку их преподавания.

В первой половине XIX в. формирование системы исторического образования проявилось в стремлении придать ему более четкий статус в учебно-научной структуре университетов. В соответствии с традициями германских университетов и средневековыми представлениями о всеобъемлющем свойстве философии, как науки, историческое образование было включено в общую систему философского.

В первой половине XIX в. интенсивное развитие исторической науки носило общеевропейский характер. В этом движении можно выделить несколько ведущих тенденций. Во-первых, сближение истории с философией, обострение интереса к вопросам методологии истории, проблемам философии истории. С другой стороны, не менее интенсивное сближение истории с социальными исканиями. Социальность становится существенным признаком исторического мышления.

Развитие науки и учебных средств университетов ставило под сомнение целесообразность существования единого философского факультета в универ-ситетах. В соответствии со ст.11 нового устава российских университетов, принятого в 1835 г., философский факультет фигурирует в составе двух отделений, каждое из которых пользовалось правами отдельного факультета. В рамках одного из них велось преподавание историко-филологических дисциплин: философии, греческой словесности и древностей, римской словесности и древностей, российской словесности и истории русской литературы, истории и литературы славянских наречий, всеобщей истории, российской истории, политической экономии и статистики . Другое отделение было физико-математическим.

Участие правительства в делах российских университетов обнаруживается на стадии формирования и развития корпуса университетских исторических кафедр. Мы разделяем точку зрения исследователя В.И. Чеснокова, что « .организация преподавания истории в университетах, опиравшаяся на систему исторических кафедр и наук, вырабатывалась в России первой половины XIX в. как потребностями самих этих учебных заведений, так и при правительственном участии» .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Тонкости педагогики:

Кризис современного школьного образования
В настоящее время кризисное состояние образования стало особенно заметным на фоне социально-экономических и политических перемен, происходящих в России. В общественном сознании созрело понимание того, что образование может и должно сыграть ключевую роль в решении перспективного развития личности, с ...

Методы и приемы, направленные на преодоление ЗРР у детей младшего дошкольного возраста
Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А. Н. Корнев, А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.) Считается, что пр ...

Методические разработки уроков русского языка в 8 классе с использованием компетентностного подхода
Урок №1. Класс: 8 «е» Тема: «Синтаксис! Это интересно!» Тип: обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»; Вид: урок-практикум; Цели: – повторить и обобщить изученное по теме «Второстепенные члены предложения»; – умение находить и определять второстепенные члены в предложении, задавать к ни ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru