В уставе российских университетов 1804 г. отразились наиболее передовые черты современных ему западноевропейских университетов: автономия, свобода преподавания наук. Кроме того, он стимулировал формирование системы гуманитарных наук в российских университетах, хотя не мог сразу поднять их преподавание на должную высоту. Для него характерен и утилитарный взгляд на высшее образование, как на подготовку для государства чиновников .
Неотъемлемой составляющей университетского образования являются общественные науки, как учебные дисциплины и как направления исследовательской работы. Образцовое во многих отношениях гуманитарное образование в дореволюционной России базировалось на историко-филологических факультетах. Оформление системы гуманитарного образования в российских университетах шло на протяжении всего XIX в. Начало данного процесса нашло отражение в возникновении новой университетской структуры - отделения словесных наук.
В соответствии с университетским уставом 1804 г., общественно-филологические дисциплины преподавались на отделении нравственных и политических наук и на отделении словесных наук. Отделение нравственно-политических наук приобрело общетеоретический характер по сравнению с узкоспециальным юридическим факультетом второй половины XVIII в. Само его название свидетельствовало о том, что нравственной подготовке будущих государственных деятелей придавалось особое значение.
Вторым отделением гуманитарного профиля было отделение словесных наук. Учреждение специального словесного факультета расширяло круг изучаемых в университете гуманитарных дисциплин и улучшало постановку их преподавания.
В первой половине XIX в. формирование системы исторического образования проявилось в стремлении придать ему более четкий статус в учебно-научной структуре университетов. В соответствии с традициями германских университетов и средневековыми представлениями о всеобъемлющем свойстве философии, как науки, историческое образование было включено в общую систему философского.
В первой половине XIX в. интенсивное развитие исторической науки носило общеевропейский характер. В этом движении можно выделить несколько ведущих тенденций. Во-первых, сближение истории с философией, обострение интереса к вопросам методологии истории, проблемам философии истории. С другой стороны, не менее интенсивное сближение истории с социальными исканиями. Социальность становится существенным признаком исторического мышления.
Развитие науки и учебных средств университетов ставило под сомнение целесообразность существования единого философского факультета в универ-ситетах. В соответствии со ст.11 нового устава российских университетов, принятого в 1835 г., философский факультет фигурирует в составе двух отделений, каждое из которых пользовалось правами отдельного факультета. В рамках одного из них велось преподавание историко-филологических дисциплин: философии, греческой словесности и древностей, римской словесности и древностей, российской словесности и истории русской литературы, истории и литературы славянских наречий, всеобщей истории, российской истории, политической экономии и статистики . Другое отделение было физико-математическим.
Участие правительства в делах российских университетов обнаруживается на стадии формирования и развития корпуса университетских исторических кафедр. Мы разделяем точку зрения исследователя В.И. Чеснокова, что « .организация преподавания истории в университетах, опиравшаяся на систему исторических кафедр и наук, вырабатывалась в России первой половины XIX в. как потребностями самих этих учебных заведений, так и при правительственном участии» .
Тонкости педагогики:
Методический анализ учебного материала
Наибольших затрат времени в деятельности преподавателя требуют анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по предмету, а также переработка учебного материала при подготовке к уроку. Учебным материалом мы называем ту часть конкретного социального опыта, подлежащую усвоению за единицу учебно ...
Психологический аспект обучения иностранному языку на региональном уровне
При составлении ситуаций важно помнить о психологической природе речевой деятельности, которая стимулируется различными потребностями человека, например: удовлетворить свою любознательность, выразить мнение, отношение, дать оценку происходящему, разрешить разногласие, сделать выбор, принять решение ...
Включенность личности в творческий коллектив
Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Способность личности действовать так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную включенность в организацию. В социальной п ...