Характерной чертой политики Уварова на посту министра народного просвещения явилась принципиальная и последовательная ориентация на классическое образование и антиковедную науку, приверженность эстетическим идеалам классицизма. Источник русского классицизма он видел не столько в латинской образованности, сколько греческой, через Византию смыкавшуюся с Древней Русью. Именно мысль о фундаментальном значении греческого классицизма для новой русской культуры реализовывалась в образовательной политике Уварова. Вообще можно отметить в дореволюционной России некоторое преобладание в занятиях классической древностью интереса к эллинству: греческой истории и словесности, что во многом объяснялось традициями византийского влияния на русскую культуру. Так, натиску новых разрушитель-ных идей сознательно был противопоставлен консервативный барьер в лице усиленного классического образования.
В течение 40 -50-х гг. устав российских университетов 1835 г. подвергся целому ряду ограничений. В 1846 г. ряд университетов (Харьковский, Киевский) были подчинены военному ведомству генерал-губернаторств. В 1849 г. были отменены самые важные статьи Устава: Совет лишился выборных полно мочий, сокращалась численность студентов, преподавание было строго ограничено рамками программ, прекращались заграничные командировки преподавателей. Тем самым был нанесен удар по академической свободе. Свободное академическое общение, являющееся неотъемлемой составляющей идеи университета, было искусственно ограничено.
И, тем не менее, несмотря на значительное усиление влияния государства на все стороны российской действительности, в том числе и высшее образование, в университетах царила рабочая атмосфера. Преподавание велось лучшими на тот момент профессорами. Так, в Московском университете на это время приходится деятельность Т.Н. Грановского - профессора всеобщей истории, выдающегося русского историка СМ. Соловьева. В университетских аудиториях занимались студенты, «свято верившие в высокую силу настоящей науки .» . Среди них был будущий профессор всеобщей истории Московского университета В.И. Герье, в студенческие годы организовавший кружок консерваторов, ратовавший за улучшение преподавания научных дисциплин.
Революционные события 1848 — 1849 гг. оказали серьезное влияние на положение высшей школы в России. Император Николай I, видел одну из причин революционных выступлений в несовершенстве образовательной системы. В связи с чем он предложил министру народного просвещения князю П.А. Ши-ринскому-Шихматову «представить соображение о том, полезно ли преподавание философии при настоящем предосудительном развитии этой науки германскими учеными, не следует ли принять меры к ограждению нашего юношества, получающего образование в высших учебных заведениях, от обольстительных мудрований новейших философских систем». В 1849 г. правительственным постановлением кафедра философии была упразднена в российских университетах, чтение же курсов логики и психологии было возложено на профессоров богословия, а программы по этим наукам составлялись по согласованию Министерства Народного Просвещения с Духовным ведомством - Святейшим Синодом .
В 1850 г. был реорганизован философский факультет в российских университетах. Некоторые исследователи склонны трактовать акт упразднения философского факультета в плане проявления реакционной политики "изоляции России от Западной Европы". По мнению ряда современных ученых, ликвидация философского факультета, несмотря на ее связь с общей кампанией "потеснения" университетов, была совершенно необходима и совпала с процессом дифференциации университетских наук и образования. Само наименование факультета «философский» в середине XIX в. выглядело анахронизмом и не соответствовало ни задачам факультета, не готовившего философов, ни кругу преподаваемых в нем предметов.
Тонкости педагогики:
Анализ практики использования аудиоматериалов при обучении аудированию в 11
«а» классе учителями английского языка СОШ №3
В ходе проведения практики нами были поставлены следующие цели: определить уровень обученности аудированию как виду речевой деятельности; выявить наиболее оптимальное пособие, помогающее успешной сдачи раздела «Аудирование» в ЕГЭ с точки зрения учащихся 11 класса и учителей английского языка. Мы пр ...
Воспитание как компонент целостного педагогического процесса
Воспитание в широком смысле – процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему. При этом задачи воспитателя включают следующее: передача исторического и культурного опыта, введение воспитанника в мир культуры; стимулирование процесса самовоспитания, помощь в трудных жизненных ситуа ...
Формирование знаний у учащихся по материаловедению с использованием рабочей
тетради
В обеих группах были проведены занятия. В контрольной группе занятия по теме: Выплавка стали в электродуговых и индукционных печах. Кислородно-конвертерный процесс. Производство стали в мартеновских печах. Разливка стали“ мы проводили по традиционной методике с использованием имеющихся средств обуч ...