Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Современная педагогика » Становление исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - первой половине XIX в » Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Страница 9

Среди абитуриентов можно выделить две возрастные группы — старшие, выпускники семинарий и гимназий, которые уже были знакомы с науками, преподаваемыми в стенах университета, и действительно учились. Семинаристы были подготовлены к более основательному изучению историко-филологических наук. В семинариях они получали основательную гуманитарную подготовку, базирующуюся на классицизме, составлявшем стержень университетского исторического и филологического образования: они свободно читали и переводили сложные греческие и латинские тексты, писали серьезные сочинения на латыни. Изучали французский, немецкий, староеврейский языки, историю и филологию в объеме, не меньше, чем в классических гимназиях; знакомились с началами философии, логики и психологии.

Что касается младшего поколения студентов, то это были выходцы из аристократических кругов, слабо подготовленные к слушанию университетских лекций и « .больше проказничали». Д.Н. Свербеев описал готовность к обучению в университете, характерную для многих юных дворян, на личном примере: «Русскую историю до Петровского времени знал в главных чертах, о новейшей не имел никакого понятия. То же со всеобщей. Греки и римляне были мне еще сведомы; дошли до моего уха и варвары, и переселение народов, и средние века; но что касается Реформации, и особливо Французской революции, такой близкой к моему отрочеству, то я всегда боялся, когда меня о них спрашивали .».

Однако устав 1804 г. требовал от молодых людей владение определенными знаниями, необходимыми для слушания и восприятия университетских лекций.

Так в соответствии с п. 109 устава «никто не мог быть принят в университет студентом, не имея нужных познаний для слушания курсов, в университете преподаваемых» . Необходимо было и доказательство наличия образования: для этого в правление университета предоставлялось соответствующее свидетельство об окончании гимназии или документ, подтверждающий имеющиеся знания в конкретных областях наук. Ни возрастные ограничения, ни оплата за обучение уставом не предусматривались.

К 30-м гг. XIX столетия министерство народного просвещения все больше утверждалось в мысли о необходимости вступительных экзаменов. Их введение было призвано повысить общий образовательный уровень студенчества. Так, принципиальным отличием устава университета св. Владимира в Киеве, разработанного в 1833 г., явился установленный порядок набора студентов: теперь выпускники большинства гимназий лишались права поступать в университет без испытаний.

Общий устав российских университетов 1835 г. также предусматривал четкие правила поступления в университеты. Все желающие стать студентами университетов, должны были выдержать предварительные испытания по правилам, утвержденным Министерством народного просвещения. Преимуществом при зачислении пользовались молодые люди, окончившие полный гимназический курс. По решению ректора университета лучшие выпускники гимназий могли зачисляться без предварительных испытаний.

Однако стремление к обучению в университетах выходцев из непривилегированных слоев общества и переполнение аудиторий изменило позицию правительства в отношении студенчества. По мнению министра народного просвещения С.С. Уварова, число таких студентов необходимо было строго контролировать «посредством законодательства или косвенно — через введение налога на образование» . «Принимая во внимание, - говорилось в «предложении» 1845 г., - что в вузах страны через меру умножился прилив молодых людей, рожденных в низших слоях общества, для которых высшее образование бесполезно, составляя лишнюю роскошь и выводя их из круга первобытного состояния без выгоды для них самих и государства, необходимо не столько для усиления экономических сумм учебных заведений, сколько для удержания стремления юношества к образованию в пределах некоторой соразмерности с гражданским бытом разнородных сословий, - повысить плату за обучение» . В то же время студенты из привилегированных сословий не стремились устраиваться на казенную службу. В связи с этим правительство приняло меры, чтобы, с одной стороны, привлечь этих молодых людей к государственной службе, а с другой - отвлечь часть юношества от поступления в университеты. В итоге в 1849 г. количество студентов в университетах сокращалось до 300 человек в каждом.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Тонкости педагогики:

Развитие словаря детей старшего дошкольного средствами природы
Формирующий эксперимент охватывал учебную и внеучебную формы организации развития словаря детей в процессе ознакомления с природой. Основная цель данного этапа экспериментальной работы: разработать задачи, содержание и методику развития словаря детей в процессе ознакомления с природой. Задачи опытн ...

Использование нетрадиционных методик по формированию количественных представлений
Дидактическая игра и метод проектов являются одними из основных инновационных методик по формированию количественных представлений у дошкольников. Цель дидактических игр – формирование у детей умения соединять теоретические знания с практической деятельностью. Овладеть необходимыми знаниями, умения ...

Анализ ГОСО РК, программных требований по русскому языку для 3 класса к развитию письменной речи младших школьников
Современная школа за последние годы делает много для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни. Задачи языкового образования и речевого развития школьник ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru