Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Современная педагогика » Становление исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - первой половине XIX в » Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Страница 5

Славяноведение представляло собой комплексную дисциплину с филологическим уклоном и включало славянские языки и литературы, «славянские древности» (то есть элементы археологии, истории, фольклора и этнографии), а также историю славян. В русле славянской политики самодержавия этого времени, организации преподавания в университетах истории славян придавалось особенное значение. Подразумевалось, « .что эта область науки не только является частью необходимого для студентов знания отечественной и всеобщей истории, но и несет на себе важную идеологическую нагрузку, научно подкрепляет идеалы славянского единства и взаимности» . Однако устав 1835 г. не обозначил ее как самостоятельный предмет историко-филологического образования, и история славянских народов не вошла в структуру кафедры всеобщей истории. Преподавание данной дисциплины было отнесено к учрежденной в 1835 г. филологической кафедре истории и литературы славянских наречий.

Соответствующие кафедры в университетах заняли подготовленные за границей профессора-слависты — О.М. Бодянский в Московском университете, П.И. Прейс - в Петербургском, В.И. Григорович — в Казанском и И.И. Срезневский - в Харьковском университете. Процесс становления преподавания славяноведческих дисциплин осложнялся отсутствием определенной программы курсов, специальных учебников. Студенты пользовались в основном библиотеками профессоров, привозивших из заграничных командировок славянские рукописи или их копии, славянские книги и словари.

На первом этапе преподавания славяноведения в российских университетах история славян не выделялась в самостоятельную дисциплину, что произошло только в 1860-е г.г. К этому времени увеличилось число университетов и славистических кафедр, возникли новые научные общества с собственными печатными органами, выросло второе поколение славистов. Однако вплоть до начала XX в. в России не было славистов, подготовленных, прежде всего, для преподавания истории славян.

Несколько отличался состав кафедр первого отделения философского факультета университета св. Владимира, открытого в Киеве 15 июля 1834 г. в соответствии с императорским указом от 8 ноября 1833 г. Во временном уставе этого университета, утвержденном в 1833 г., предусматривалась единая кафедpa «всеобщей и российской истории и статистики». При этом преподавание русской истории начиналось после курса всеобщей истории, то есть на старших курсах. Но в 1842 г. университет получил новый устав, уравнявший его в области структуры исторических кафедр с другими российскими университетами .

В Санкт-Петербургском университете принципиального разделения кафедры истории в ранний период его существования не произошло. Преобразование Главного педагогического института в университет в 1819 г. не ставило перед собой задачи коренной ломки уже сложившейся структуры учебного заведения. Были сохранены все три факультета института, а также функционировавшие при них кафедры. В том числе и кафедра истории, предметом которой была "история всеобщая и в особенности Российского государства". Самостоятельная кафедра русской истории в университете появилась несколько позже - в январе 1834 года, когда экстраординарным профессором по данной кафедре был утвержден Н.Г. Устрялов.

В Дерптском университете нерасчлененная историческая кафедра просуществовала до 1853 г. Однако эти частные явления не отражали общее направление в процессе деления исторических кафедр.

Итак, на протяжении первой половины XIX столетия в рамках философского факультета российских университетов вырабатывалась более или менее единая структура кафедр исторического профиля. С одной стороны, было разделено преподавание универсальной истории на историю всемирную и российскую. Кроме того, соответствующие кафедры освобождались от наук, первоначально объединявшихся с историческими. В развитии системы кафедр исторического профиля в университетах Российской империи учитывались потребности университетов, стоявших перед фактом дифференциации наук.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Тонкости педагогики:

Концепция музыкального образования
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека – над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдви ...

Содержание воспитательной работы по нравственному воспитанию гиперактивных детей
Каждый взрослый, а не только родители, обязан быть воспитателем детей, которых ему доверили или которые почему-либо около него оказались. Сейчас, правда, существует точка зрения, что человек должен быть свободен. Но это инфантильное заблуждение. На самом деле испокон веков взрослые считали своей об ...

Воспитание как компонент целостного педагогического процесса
Воспитание в широком смысле – процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему. При этом задачи воспитателя включают следующее: передача исторического и культурного опыта, введение воспитанника в мир культуры; стимулирование процесса самовоспитания, помощь в трудных жизненных ситуа ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru