Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Современная педагогика » Становление исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - первой половине XIX в » Образовательная политика правительства в первой половине XIX в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах

Страница 10

На протяжении 1830 - 40-х гг. происходит постепенное обособление отделений философского факультета. Завершением данного процесса явилась реорганизация самого факультета, проходившая на фоне укрепления консервативных начал в образовательной политике царизма с середины XIX в. и кампании притеснения философского образования.

К этому времени обострилась внутриполитическая ситуация в стране. С одной стороны, царизм, напуганный сначала выступлением декабристов, а затем революционными потрясениями в Европе 1830 и 1848 гг., принимает меры против опасных веяний с Запада, а так же распространявшихся в русском обществе материалистических и демократических идей. В годы правления Николая I (1825-1855) «формально укрепился узкоутилитарный и дворянско-классовый характер политики правительства в области образования». Политика правительства в этот период была направлена на борьбу с либеральными и революционными идеями среди студентов и профессуры, воспитание у студентов монархических настроений .

Одним из инициаторов правительственного курса « .по ограждению юношества, получающего образование в высших учебных заведениях, от обольстительных мудрствований новейших философских систем .» явился министр народного просвещения С.С. Уваров. Будучи высокопоставленным административным работником, он явился и непосредственным творцом официальной образовательной и идеологической программы, консервативной в своей сущности.

С.С. Уваров выдвинул концепцию, в которой утверждалось, что народное образование должно осуществляться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности. Предлагалось создание системы образования, основанной на охранительных принципах, способной уберечь молодое поколение от влияния европейских революционных идей. Именно обращение к истокам, национальным особенностям является спасением для России, так как она « .невзирая на повсеместное распространение разрушительных начал, сохраняла теплую веру к некоторым религиозным, моральным и политическим понятиям, ей исключительно принадлежащим» . Эти понятия составляют основу будущей идеологии, сформулировать которую, по мнению Уварова, должно министерство народного просвещения.

Министр осознавал, что создание и внедрение подобной идеологии в систему образования - задача трудновыполнимая. Поэтому перед министерством были поставлены основные задачи, выполнение которых должно привести к достижению главной цели. Во-первых, предусматривалось создание такой системы образования, которая, опираясь на национальные корни, одновременно находились бы в органической связи с европейскими системами образования. Кроме того, Уваровым предлагалось разработать систему мер, направленных на ограничение европейского влияния и создание действенной системы надзора за общественным мнением.

В широких общественных кругах программа преобразований С.С. Уварова была расценена как глубоко реакционная. Негативная оценка результатов деятельности С.С. Уварова на посту министра народного просвещения характерна для дореволюционных авторов либерально-демократического толка. Советская историография рассматривала С.С. Уварова прежде всего, как реакционера и создателя «теории официальной народности», которая отражала политические идеалы царизма. В связи с эти имя человека, долгое время возглавлявшего систему народного образования в России, было отодвинуто в историографическую тень.

Своеобразие общей установки Уварова заключалось в стремлении соединить усвоение Россией европейской системы образования с сохранением собственной социально-политической системы. В процессе реформирования страны, направленного на ее дальнейшую европеизацию, необходимо учитывать, по мнению Уварова, самобытность российского уклада. Главными составляющими последнего выступают фундаментальные устои русской истории Православие, Самодержавие и Народность. Вместе с тем Уваров понимал историческую целесообразность приобщения русского общества к современному европейскому образованию, эталоном которого было именно образование классическое.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12


Тонкости педагогики:

Бытовые дозиметры-радиометры
Промышленностью был освоен выпуск приборов, которые позволяют проводить оценку степени загрязнения поверхностей по бета-излучению, одновременно с измерением мощности дозы гамма-излучения и оценкой загрязнения по гамма-излучению. Это бытовые дозиметры-радиометры “Поиск-2”, “Сосна”, “Припять” и ИР-03 ...

Методика руководства трудом дошкольников в природе
На следующем этапе исследования приступили к формированию осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников при помощи трудовых форм экологического образования. Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики формирования осознанно-правильного отношения к прир ...

Учебно-методическая линия Д.И. Трайтака
Трайтак Д.И., Суматохин С.В. Биология: Животные 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемезина, 2004. - 272.: ил. На мой взгляд, это один из лучших школьных учебников по зоологии, существующих в настоящее время. В учебнике представлена статья для учащихся «Школьнику об учебнике», где ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru