Большинство существующих технологий обучения сориентированы на репродуктивное усвоение материала. Алгоритмизация педагогических процедур плохо совместима как с творчеством учителей, так и с творчеством учеников. В строгом смысле слова так называемые игровые технологии, проблемное обучение, развивающее обучение, технологии педагогических мастерских, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве и т.д. технологиями обучения не являются. Хотя все перечисленное часто и относят к педагогическим технологиям.
Учитель сейчас поставлен перед сложным выбором: или пытаться осваивать все возможные технологии и быть дилетантом в каждой из них, или сосредоточить свое внимание на какой-либо одной технологии и постепенно достигать в ней совершенства. Полезнее и надежнее для будущих результатов обучения задавать стандартную технологию обучения, не отнимая у учителя права модернизировать ее или переходить на другую технологию.
Глубокий смысл педагогических технологий заключается в сведении к минимуму педагогических экспромтов в практическом преподавании и переведении его на путь предварительного проектирования и последующего воспроизведения проекта в классе. Нужна некоторая унификация и стандартизация деятельности учителей, которая дала бы возможность получать высокие и стабильные результаты в массовой практике.
Важным является также вопрос о критериях выбора технологий для конкретного класса, предмета, учителя, поскольку эта проблема недостаточно разработана как в теории, так и на практике. Часто выбор технологии для освоения или внедрения в учебное заведение происходит спонтанно, без учета ее возможностей и условий ее применения.
Существует несколько классификаций технологий. Для осмысления сущности технологий и их различий удобной оказалась их дифференциация на предметно ориентированные (знаниевые, обучения) и личностно ориентированные (способностные, учения). [16]
Технологии обучения можно классифицировать:
по уровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные), локальные (модульные);
по организационным формам: коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и пр.;
по доминирующему методу обучения: программированное обучение, модульное обучение, обучение на основе опорных схем-конспектов, игровое обучение и пр.;
по характеру общения между учителем и учеником: технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т.п.
Число различных технологий необозримо. Открывается ничем не ограниченный простор для произвольного выбора и построения учебно-воспитательного процесса. (табл. 3)
Таблица 3.
Технологии обучения и критерии их отбора
Критерий |
Технология |
Обеспечение подготовки выпускников для поступления в вузы |
Модульная технология обучения, интегральная образовательная технология, технология поэтапного формирования умственных действий, технология полного усвоения, вузовская технология в школьном варианте |
Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности |
Обучение как исследование, проектное обучение |
Обеспечение умений работать с информацией |
Информационные технологии на основе компьютера, телекоммуникационные технологии |
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей |
Проблемное обучение, метакогнитивные дискуссии, герменевтические, семиотические, логические тренинги, технология педагогических мастерских |
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей |
Кооперативное обучение, игровые технологии, технологии педагогических мастерских, коллективной мыследеятельности |
Обеспечение внутренней мотивации учащихся на учебную деятельность |
Все личностно ориентированные технологии |
Тонкости педагогики:
Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего
эксперимента
Проблема формирования словаря у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики при различных речевых нарушениях и о методике её формирования и развития является особо актуальным. Формирование словарного запаса имеет большое значение для развити ...
Возникновение и развитие педагогики
«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. ...
Структура университетов
Устав 1863 года закрепил и стабильную структуру университетов. В состав их входили четыре факультета: физико-математический, с отделениями физическим, математическим и естественным; медицинский; историко-филологический, с отделениями историческим, славяно-русской филологии и классической филологии; ...