Установлено, что наиболее благоприятное время для приготовления домашних заданий — период с 16 до 19 часов. К сожалению, большинство учащихся, особенно старшеклассников, начинают готовить уроки в 19—20 часов. А ведь после 19 часов у них происходит резкое снижение уровня работоспособности организма, что ведет к снижению умственной работоспособности [20].
Продолжительность приготовления домашних заданий должна быть следующей: для учащихся I класса — 45 мин.— 1 час; II класса—1 —1,5 часа: III—IV классов—1,5—2 часа; V—VI классов — 2—2,5 часа; VIII—X классов— 3 часа. Более продолжительные занятия не только сокращают время активного отдыха на открытом воздухе — они неблагоприятно сказываются на самочувствии, на восстановительных процессах в организме. В результате на фоне сниженной работоспособности снижается эффективность труда [20].
Если школьник занимается во вторую смену, то начинать готовить уроки дома следует с 8 часов 30 минут или с 9 часов утра.
Движение для человека, и особенно для растущего организма, такая же естественная потребность, как сон и питание. Однако организация учебного процесса в школе и режим дня не всегда полностью обеспечивают эту биологическую потребность детей в движениях.
Многие из вас слышали термин «гиподинамия». Так называется двигательная недостаточность. Как установлено учеными, гиподинамия в сочетании с ускоренным темпом жизни, высокими эмоциональными и нервно-психическими нагрузками и другими факторами является нередко причиной нарушения работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Определить абсолютно точно необходимый объем движений для человека нелегко, так как сами движения настолько многочисленны и многообразны, что подсчитать их очень сложно. Сейчас принято определять двигательную активность необходимым количеством шагов в день. Установлено, что для детей школьного возраста это количество должно составлять около 20 тысяч. Однако такой подход к определению оптимального двигательного режима имеет ряд недостатков. Поэтому в последнее время ведется работа по изысканию так называемых двигательных эквивалентов, соответствующих по энергетическим тратам определенному количеству шагов. Как показывает простой подсчет, чтобы выполнить 20 тысяч шагов в день, надо потратить не менее 4—5 часов. Может быть, это и является одной из причин недовыполнения суточной нормы движений. Единственное решение данного вопроса — повысить интенсивность выполнения физических упражнений. Например, затраты энергии учащегося IV класса на то, чтобы сделать 1000 шагов, в 3 раза меньше, чем при игре в футбол, продолжающейся в среднем темпе то же количество времени. Иными словами. 9 минут ходьбы равноценны по энерготратам 3 минутам игры в футбол или полутора минутам прыжков через скакалку. Такой подход открывает новые резервы повышения двигательной активности, так как позволяет в зависимости от условий (погодных или иных) использовать разнообразные физические упражнения [5].
Таким образом, необходимо специально организовывать двигательный режим для ребенка. Некоторые родители могут возразить: «Зачем? Ведь он и на месте практически не сидит!» Дело в том, что присущие ребенку так называемые спонтанные движения компенсируют только 18 — 22 процентов нормы двигательной активности. Если в этот день у него урок физкультуры, то можно прибавить еще 40 процентов, но и тогда остается дефицит в 40 процентов. А в дни, когда уроков физкультуры нет, ученик недополучает до 80 процентов движений. Может быть, эта бухгалтерия и скучна, но мы должны знать эти цифры, так как за ними стоит, прежде всего, здоровье ребенка, его нормальное развитие. Вот почему так важен правильно организованный двигательный режим. Из чего же он должен состоять? Из занятий физическими упражнениями, из утренней гимнастики, гимнастики до уроков в школе, физкультминуток и др.
Тонкости педагогики:
Трудовое воспитание как педагогическая проблема
В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В.А.Сухомлинского: « Нет и быть не может воспитания вне труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» (22, с.164) и К.Д.Ушинского: «Но воспитание не только должно внушать воспитаннику уваже ...
Анализ эффективности использования технологии личностно-ориентированного
обучения
Анализируя результаты эффективности применения в процессе преподавания технологии развивающего обучения, в экспериментальной и контрольной группе был проведен контрольный срез. Контрольный срез проводился после проведения серии развивающих уроков в 4 «А» классе, который был определен как эксперимен ...
Формирование знаний у учащихся по материаловедению с использованием рабочей
тетради
В обеих группах были проведены занятия. В контрольной группе занятия по теме: Выплавка стали в электродуговых и индукционных печах. Кислородно-конвертерный процесс. Производство стали в мартеновских печах. Разливка стали“ мы проводили по традиционной методике с использованием имеющихся средств обуч ...