Психология и трудовое воспитание

Страница 1

Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще не использованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке.

В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений.

Прежде всего, здесь следует выделить проблему главного психологического «ядра» в трудовой подготовке школьников. Такое «ядро», как показали исследования Т.В. Кудрявцева, Э.А. Ферапоновой и других психологов, составляют формирование обще трудовых умений интеллектуального характера, умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческой способностей и других качеств личности, важных для профессионального самоопределения школьников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человека.

Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду как главной ценности.

Психика работающего человека, особенно его отношение к труду, очень заметно проявляется в продуктах его деятельности. Как школьник реагирует на неудачи и успехи в труде, на оценку качества его работы, когда его личные интересы сталкиваются с общественными.

Наиболее распространенными методами исследования психологических проблем трудового воспитания являются наблюдение, эксперимент, опрос, тесты с помощью наблюдения изучаются важные в любом виде труда черты характера: самостоятельность, внимательность, аккуратность и ряд других.

Богатым источником психологических знаний является эксперимент. Однако его использование связано с большими трудностями. Во-первых, изменение в личности происходит постепенно, а исследователь не всегда располагает временем. Во-вторых, изменения в личности являются функцией не одного, а многих факторов, действующих в условиях трудового воспитания.

В результате проведенного эксперимента было установлено, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес старшеклассников к труду. Другая разновидность эксперимента предполагает самооценку через сравнение себя с другими. Результаты этого сравнения человеку небезразличны: он ими доволен или недоволен, успокаивается или начинает беспокоиться. Эту методику применяли для изучения отношения испытуемого к своим достижениям в трудовой деятельности, а также для выявления сдвигов в этом отношении при переходе к другим видам деятельности, например от учебной к трудовой. Для этого предлагается сравнить свои успехи с успехами других учащихся. Таким образом, каждый оценивает не только других, но и самого себя. Эта самооценка проводится не прямо, а косвенно. На основе ответов определяются ранговые места по самооценке.

Для выявления основных тенденций в исследуемом поведении (например, типичных мотивов трудовой деятельности или выбора профессии, престижности различных профессий среди детей одного и того же возраста и др.) широко используется анкетирование, успех которого зависит от компетентности составителя анкеты в изучаемой проблематике. Например, при изучении основных мотивов трудовой деятельности старшеклассников с помощью закрытой анкеты составляют перечень наиболее распространенных побуждений к труду.

Для психологического изучения личности школьника широко применяется метод обобщения независимых характеристик, предложенный психологом К.К. Платоновым. Он предусматривает сбор и обобщения сведений о личности, получаемых различными лицами при наблюдении за ней в различных видах деятельности. В различных условиях общие свойства и качества личности (моральные качества, черты характера, темперамент) проявляются по-разному, поэтому сведения собираются от различных лиц. Оценки этих людей будут различны. Это является достоинством данного метода, позволяющим более полно охарактеризовать личность, определить ей зону ближайшего развития.

В чем конкретно состоит развивающая роль труда. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Обучение иностранных студентов
Германия занимает третье место в мире по количеству иностранных студентов, численность которых достигает 150 тыс. человек. Иностранные студенты обучаются на равных условиях с гражданами Германии, т.е. обучение в государственных вузах является для них бесплатным (в том числе, в случае получения втор ...

Коллектив как социальный объект управления
В общественном характере производства заложено такое условие, как объединение людей. Основная ячейка общества, в рамках которой осуществляется производство, - это коллектив. «Коллектив, - писал А. С. Макаренко, - это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организо ...

Краткий исторический обзор подходов к изучению обыкновенных дробей в Российской школе
Методика преподавания обыкновенных дробей развивалась параллельно с методикой преподавания целых чисел. Подходы к изучению целых чисел использовались и при изучении дробей. В начале XIX века немецкий педагог А.В. Грубе (последователь И.Г. Песталоцци) предложил методическую систему, известную как «м ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru