Трудно сегодня сказать, где и когда были в учебных целях впервые применены рабочие тетради. Есть некоторые основания полагать, что первые рабочие тетради были изданы в последней четверти прошлого столетия в Австралии и использовались «бродячими» учителями в условиях малочисленности и рассеянности населения этой страны. В европейских странах первые рабочие тетради были, по-видимому, изданы в конце прошлого столетия, а начиная с двадцатых годов они широко распространились во многих странах мира.
Рабочие тетради прошли большой путь развития от примитивных комплектов контурных карт с однообразными заданиями графического характера и наборов упражнений по образцу до сложных современных дидактических пособий, обеспечивающих проведения широкого спектра форм и видов самостоятельной работы учащихся на основе научных достижений современной психологии и дидактики[12,с.37].
Первые рабочие тетради появились в России в 1913 году. Это были тетради по естествознанию (Е.Я. Гурвич, 1913) и географии (А. П. Нечаев, 1913). Последние получили особенно большое распространение. Они вызвали много подражаний и оттеснили широко распространенные в то время репетиционные (контурные) карты и атласы на второй план.
Сходными по своей структуре и содержанию были рабочие тетради и других авторов (С. Н. Соколов и Н. Бородин, 1913; Б. В. Игнатьев, 1914; А. А. Поляков, 1916; Д. А. Марков, 1916; Б. Е. Райков, 1917 и др.).
Дореволюционные издания рабочих тетрадей следует рассматривать как первые попытки реализовать идеи развития активности и самостоятельности учащихся в обучении. И хотя большая часть заданий в этих тетрадях носила отпечаток все еще господствовавшей тогда теории «наглядности», для них были разработаны и новые по своей направленности и целям задания. Они уже соответствовали современному пониманию задач и содержания самостоятельной работы учащихся в учебном процессе.
В довоенный период, как и в дореволюционный период, на первых порах господствовали тетради по географии. Позже, в конце двадцатых — начале тридцатых годов выпускались рабочие тетради и по некоторым другим предметам — геометрии (П. А. Карасев и П. И. Попов, 1926-а; 1926-6; 1928), природоведению (Б. В. Игнатьев, 1926-а; 1926-6; 1926-в и др.), краеведению (Ф. П. Новоселов, 1930-а, 1930-6 и др.), химии (В. Н. Верховский, 1930). Однако все эти тетради издавались небольшими тиражами и, конечно, доходили до незначительной части школьников.
К числу наиболее известных рабочих тетрадей тех лет по географии, выдержавшие несколько изданий, следует отнести серию тетрадей для самостоятельных работ А. П. Нечаева и Г. И. Иванова (1923-а, 1923-6, 1923-в, 1924) и тетради-атласы С. П. Бобина (1923-а, 1923-6; 1923-в, 1924, 1925-а, 1925-6, а также С. П. Бобин и др.).
Тетради А. П. Нечаева и Г. И. Иванова представляли собой значительно переработанные дореволюционные издания А. П. Нечаева. Г. И. Ивановым было введено много новых заданий в части составления диаграмм по приведенным данным. Первый выпуск тетради был дополнен многими познавательными задачами и по общему землеведению. Исправленные и дополненные тетради А. П. Нечаева и Г. И. Иванова внесли некоторый вклад в процесс совершенствования структуры и содержания рабочих тетрадей по географии. Однако педагоги и методисты сразу же после выхода в свет тетрадей справедливо отметили их главные недостатки. Ряд вновь включенных заданий оказался не по возрасту трудным. Одно из первых заданий в тетради первого выпуска, например, предлагало девятилетнему ребенку начертить на подоконнике своего окна направления сторон горизонта. Указания, каким образом следует это сделать, тетрадь не содержала. Некоторые задания выпадали из общей системы и отвлекали внимание учеников от основной темы.
Основные идеи серии «Тетрадей-атласов» С. П. Бобина сформулированы в пояснительном тексте к тетрадям по Азии, Африке и Северной Америке так: «Для приобретения прочных знаний в области географии недостаточно изучать учебник, слушать объяснения преподавателя и читать книги. Необходима самостоятельная проработка учащимися материала .», в ходе которой « .учащийся: 1) уясняет себе распределение различных географических явлений и научается понимать их; 2) приобретает навык устанавливать взаимоотношения между различными явлениями; 3) научается строить характеристику отдельных стран на основании изучаемого материала».
Оценивая довоенные рабочие тетради, следует положительно отметить разнообразие и жизненность их заданий. Все они требовали различных форм самостоятельной деятельности. Этим они выгодно отличались от дореволюционных рабочих тетрадей, характеризовавшихся шаблонностью своих заданий, что в конечном счете приводило к пассивному, механическому их выполнению, снижению интереса учащихся к самостоятельной работе.
Довоенные рабочие тетради отличались большим удельным весом «регистрирующих» заданий.
Рабочие тетради, которые стали издаваться с конца 50-х годов, коренным образом отличаются от довоенных. В их основу положены достижения психологии и дидактики, раскрывшие структуру формирования знаний и умений. По-новому были сформулированы цели обучения и образования. Вот почему в тетрадях на одно из первых мест выдвигалось умение самостоятельно приобретать знания.
Тонкости педагогики:
Становление прогностических функций педагогики: от Платона до наших дней
Процесс осознания прогностических функций, органически присущих педагогической науке, занял длительный период в истории развития образования. В педагогических сочинениях далекого прошлого, в трудах Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтиллиана и многих других древнегреческих и древнеримских философо ...
Классный час на тему "Здоровое питание – залог здоровья"
При разрушении веществ в организме происходит окисление сложных органических веществ, входящих в состав тканей и выделение при этом энергии, необходимой для мышечной работы организма, поддержания на определенном уровне температуры тела и других жизненно необходимых процессов. Эта же энергия, освобо ...
Формы организации современного школьного обучения
Основной формой организации обучения в современной школе является урок. Однако в течение урока преподаватель реализует различные способы подачи учебного материала: объяснение новых разделов, решение задач, проверка домашних заданий, диалоговое общение. Таким образом, можно считать, что управляющая ...