В свободное от занятий время школьники могут выполнять определенную посильную для них работу по дому, в помощь родителям. Только сначала нужно научить их этому. Потом это должно войти в привычку, стать повседневной обязанностью. При правильном распорядке дня всегда можно найти для этого время.
Комплексные исследования с применением различных физиологических, гигиенических, психологических и педагогических методов позволили выявить ряд принципиально важных положений, которые являются основой для составления научно обоснованного режима дня. Установлено, например, что наиболее трудными для учащихся являются понедельник и пятница, поэтому именно в эти дни необходимо выполнят), несколько больший объем физических упражнений, чтобы поддержать оптимальный уровень работоспособности на протяжении всей недели. К концу III четверти (к началу весны) накапливается утомление. И здесь надежным лекарством от утомления являются интенсивные занятия физкультурой и спортом на открытом воздухе [24].
Различные активные движения должны занимать в режиме учащихся не менее 2 часов в день и в неделю около 12—14 часов, тогда они приносят необходимый оздоровительный и тренировочный эффект. Таким двигательным режимом при обязательном пребывании на воздухе, где дети играют, делают различные физические упражнения, обеспечивается оптимальная двигательная норма.
Вести учет двигательной активности за день удобно по такой примерной схеме двигательного режима.
Если при подсчете окажется, что недельная норма движений (по времени) с понедельника до субботы была менее 10 часов, то это должно служить для родителей сигналом о том, что в воскресенье детям необходимо выйти на спортплощадку или каток или нужно всей семьей выехать за город.
Чтобы у родителей с детьми получались упражнения, чтобы они не допускали возможных погрешностей и ошибок, следует обратить внимание на следующие указания и рекомендации.
Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего, следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью [24].
Продолжительность занятий родителей с ребенком различна: она зависит от возраста ребенка, от лимита свободного времени родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок до или после занятий (если ребенок устал после долгой прогулки или же прогулка еще предстоит, продолжительность занятий будет меньше, чем после отдыха).
Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения для разучивания новых, более сложных упражнений. Продолжительность утренних занятий — не более 10 мин.[23].
До обеда обязательно дайте ребенку возможность погулять, покататься на детском самокате или велосипеде, поиграть в песочнице, с игрушками — особенно на свежем воздухе, Если есть время, можно в эти часы провести 15— 20-минутный, более интенсивный урок, включив в него упражнения для больших групп мышц.
Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движений с предметами (игрушками, велосипедами, самокатами) и для упражнений на различных снарядах (гимнастических стенках, качелях, горках) — желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное тренировочное занятие с одним из родителей (около 20 мин) [23].
Тонкости педагогики:
Формирование активного и пассивного словаря в онтогенезе
Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности [32]. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития ...
Сущность и педагогическое значение краеведения
Под краеведением понимается всестороннее изучение местными силами определенной территории края, осуществляемое на научной основе. Объекты для краеведческого изучения – природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края. При таком разнообразии объектов изучения к ...
Возникновение и развитие педагогики
«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. ...