В последнее время широкое распространение получил бег трусцой. Медленный, равномерный бег в течение 8—12 минут — отличная зарядка для организма и прекрасное средство для развития общей выносливости. Поэтому, если есть возможность, полезно перед комплексом утренней гимнастики сделать такую пробежку [5].
Для повышения двигательного режима школьников можно использовать дорогу в школу. Многие ребята, даже если они живут на втором или третьем этаже, как правило, пользуются лифтом. Лучше отказаться от этой привычки, и будет еще один маленький резерв повышения двигательной активности — получат нагрузку ноги, сердечнососудистая система.
Если ученик живет от школы на расстоянии одной-двух остановок, то он стремится воспользоваться транспортом. И напрасно. Пусть он выйдет из дома чуть пораньше и спокойно пройдется пешком, вдыхая полной грудью свежий утренний воздух. Польза будет большая.
Во многих школах дети приходят минут на 15—20 раньше начала занятий, чтобы в проветренных классах и коридорах сделать перед уроком 10-минутную гимнастику. «Зачем она нужна? Мой ребенок делает утреннюю зарядку дома!» — могут сказать некоторые родители. Да, ваш ребенок сделал комплекс гимнастических упражнений дома, а его товарищ нет (к сожалению, далеко еще не все учащиеся регулярно выполняют утреннюю гимнастику дома). Но дело не только в этом. Назначение гимнастики до уроков несколько иное, чем утренней зарядки. Главная цель гимнастики до уроков — подготовить организм к учебной деятельности, создать так называемый прочный стереотип начала занятий в школе. Исследованиями установлено, что там, где проводится гимнастика до занятий, умственная работоспособность учащихся на первых трех уроках постоянно высокая; в школах, где такая гимнастика не проводится, повышение работоспособности идет медленнее и, следовательно, продуктивность учебной деятельности ниже [5].
Обязательным компонентом режима дня должно быть достаточное пребывание на свежем воздухе, занятия там физическими упражнениями (ежедневно не менее 1 часа!). Трудно переоценить значение занятий спортом [5].
Жизнь ребенка, любознательного, подвижного, полного горячего интереса ко всему окружающему, разумеется, не исчерпывается только учебными занятиями. Ребята с огромным удовольствием занимаются в художественных и технических кружках, музыкальных, юннатских школах, любят посещать кино, театры, концерты. Они занимаются дома рисованием, конструированием, читают художественную литературу, смотрят телевизионные передачи. Все это необходимо для повышения общей культуры и развития творческих способностей. Но развлечения и внеучебные занятия тоже нужно регламентировать, подчинять режиму, чтобы они не шли в ущерб здоровью. Строить их надо так, чтобы основные элементы режима (сон, питание, прогулка и др.) не нарушались [5].
А как же уроки музыки, иностранного языка, танцы и др.? Если эти предметы легко даются ребенку, вызывают большой интерес, тогда обычно и времени на такие занятия уходит не слишком много. Но если они превращаются в тягостное бремя, если эти дополнительные занятия проводятся в ущерб правильному режиму, лучше от них отказаться. Следует предостеречь родителей от чрезмерного увлечения их детей телевизионными передачами. Исследования показывают, что, например, дети младшего школьного возраста проводят у телевизора в среднем 12 часов в неделю, а некоторые дети даже до 24—26 часов. Это вредно для здоровья, так как просмотры телепередач являются значительной дополнительной нагрузкой. Оптимальным временем для младших школьников считается I час просмотра специальных детских передач в день, для более старших—1 — 1,5 часа.
Тонкости педагогики:
Личность педагога
Личность учителя – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышат от учителя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот учитель, который сам имеет интересы и увлечения. Многие педагоги утверждают, ч ...
Краеведческий подход в преподавании экологии
Понятие «краеведческий подход» представляет собой один из конкретных случаев проявления краеведческого принципа в обучении. Если краеведческий принцип как один из общепедагогических принципов означает всестороннее использование краеведческих сведений и источников в организации учебной и воспитатель ...
Реализация языковой компетенции при обучении синтаксическим нормам
Термин «языковая компетенция» был введен Н. Хомским примерно в середине XX в. и семантически противопоставлен термину «использование языка». Различие значений этих терминов раскрывалось как разница между знанием «говорящего-слушающего» о языке и применением языка в практике общения и деятельности ч ...