Мышление младшего школьника отличается от мышления дошкольника Во-первых, более высокими темпами развития, во-вторых, существенными структурными и качественными преобразованиями, происходящими в самих интеллектуальных процессах. В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребенка еще относительно слабо развито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, становится главным и по своим качествам уже мало отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей. Очень важно именно на этом, начальном этапе формирования интеллектуальных способностей ребенка проводить своевременную диагностику его мышления. Причем диагностирование учащихся может осуществлять не только школьный психолог, но и учитель, включая психолого-педагогические методики в учебный процесс. Этому поможет компьютер.
Так, например, на уроках информатики можно достаточно успешно использовать диагностики А.З. Зака. Эти методики предназначены для того, чтобы, охарактеризовав развитие мышления детей с разным уровнем сформированности анализа, рефлексии и планирования, предложить им разную по содержанию помощь. Иными словами, в процессе выполнения заданий учащиеся не только показывают уровень интеллектуальных способностей, но и могут формировать их, совершенствовать.
Кроме того, данную методику можно органично включить в учебный процесс при формировании у школьников представлений об алгоритме.
Так, например, методика «Переходы» предназначена для определения различий в развитии умственных действий, связанных с несистематическим и систематическим комбинированием способа решения задач. При выполнении задания учащиеся должны найти закономерность, которая поможет им быстро, не пропустив ни одного варианта, решить задачу. Таким образом закладываются основные представления об алгоритме (пока без введения этого термина) как об определенной последовательности действий, выполнение которых позволит найти решение задачи. Происходит знакомство с линейным алгоритмом.
Приведем примеры подобных заданий:
Проведем констатирующий эксперимент. Базой исследования послужила гимназия № 22.г.Майкопа, 3 «а»класс.
3 «а» класс делится на 2 группы, чтобы каждый ученик мог самостоятельно работать за компьютером. В первой группе, в эксперименте участвовало 10человек
Эксперимент разработан на основе программно-методического комплекса “Радуга в компьютере” (центра информационных технологий Калининградского государственного университета) в журнале «Информатика в начальной школе»[16,5] -за 2005 - №8- С5. Эксперимент проходил в два этапа.
Первый этап был проведен вначале года, когда учащиеся только осваивали азы компьютерной грамотности.
Тема: Решение логической задачи “Перевозчик”.
Цели: 1) Развитие интеллектуальных способностей путем развития мыслительных возможностей у детей;
2) Развивать знание элементарных основ реалистического рисунка. Прививать навыки и умения в изобразительном искусстве;
3) Прививать любовь к труду, воспитывать аккуратность и настойчивость в работе.
Оборудование: компьютеры.
В основе эксперимента лежит решение задач для развития интеллектуальных способностей с помощью компьютера.
Оборудование: компьютеры.
Этапы урока |
Ход урока |
Время (мин.) |
1. Вопросы по теме прошлого урока |
Как нужно вести себя в кабинете информатике, что нельзя делать? Как называется части машины? (дисплей, компьютер, дискета) Какие клавиши вы знаете? Как они называются? |
10 |
2. Объяснение задачи и управления клавишами |
Слова учителя: Задача: На берегу реки живет человек. Ему надо перевести на другой берег волка, козу и капусту в целости и сохранности. Мы должны ему помочь. У него ничего не получается». Дети правильно включают машины и загружают игры-задачи под присмотром учителя. Он объясняет: «Отправить лодку на другой берег - - клавиша “вперед” - вернуть на старый клавишей назад - выбрать козу, капусту или волка клавиша - команда плыть клавиша Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14. |
10 |
Тонкости педагогики:
Современные противоречия образования и пути их преодоления
Как увидим из приведенных материалов, цель образования как социального института со временем дрейфовала и мельчала, в соответствии с духовным обнищанием мирового общества — от проявления бесценного образа в человеках, к встраиванию без-образных человеков в сообщество им подобных, «просто чтобы жить ...
Особенности образовательного процесса в кадетской школе
Образовательный процесс - это целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности [сл. Полонский, ст.64]. Кадетская школа - интернат - вид государственного бюджетного образовательного учреждения, реализующего ...
Сущность образования как социального института. Источники и факторы его
развития
Обычно современные нам педагоги разделяют образование на две отрасли или части: обучение (подготовка к жизни в обществе людей) и воспитание (введение в эту жизнь) (1). Некоторые педагоги понимают обучение как «закачку знаний» в ребенка, а воспитание - как управляемую практику их использования. Друг ...