Развитие новых информационных технологий обеспечивает прогрессивное развитие образовательно-воспитательных методик. Вместе с тем в условиях информационного развития общества приобретает особую актуальность процесс формирования нравственных ценностей старшеклассников при максимально полном использовании возможностей информационной культуры в развитии личности. Об этом свидетельствуют прогнозы, предопределяющие информационные аспекты развития человечества в XХI веке.
Формирование системы нравственных ценностей школьников теснейшим образом связано с воспитанием личности, с её социализацией. Решающая роль в этом процессе отводится как семье, так и образовательным учреждениям, но не менее важным представляются окружающая индивида общественная среда, массовая культура в целом.
Глобальная информатизация всех сфер человеческой жизни несет в себе не только позитивные моменты. Исследователи отмечают опасность снижения нравственных ориентиров в условиях масштабного увеличения информационных потоков без должного критического осмысления. Особенно это касается формирующейся личности, в частности старшеклассника. Последний, имеет необходимые знания и возможности для получения разнообразной информации, но зачастую не может отобрать необходимую. Таким образом, и это признается большинством общественности, информационный бум играет скорее негативную роль в развитии личности. Позитивное влияние на личность старшеклассника нового информационного пространства сдерживается рядом противоречий, связанных с: возникновением когнитивного диссонанса, развивающегося как следствие несоответствия между получаемыми в школе установками и внешней информацией; отсутствием защитных механизмов, оберегающих личность старшеклассника от некорректного вмешательства, навязывания каких-либо нежелательных позиций; недостаточной сформированностью нравственных ценностей и отсутствием эффективных методов соответствующей работы в школе; все более укрепляющимися идеями о том, что новая информационная среда негативно сказывается на нравственном развитии личности.
Вышеперечисленные противоречия пересекаются в важнейшей на сегодняшний день педагогической проблеме, связанной с необходимостью поиска путей нравственного становления личности в условиях новой информационной реальности.
В настоящее время вопросы, связанные с формированием у учащихся старших классов системы нравственных ценностей в контексте информационного взрыва изучены недостаточно, что и обусловливает актуальность темы исследования.
Формирование нравственных ценностей у старшеклассников рассматривается как непрерывный процесс, включающий развитие интеллектуально-нравственного сознания и духовно-нравственного поведения как открытой социально-педагогической системы общеобразовательной школы, взаимодействующей со всеми социальными заведениями, участвующими в нравственном становлении личности школьника. Ведущей идеей исследования является положение о том, что в новом информационном пространстве многоступенчатый процесс формирования нравственных ценностей будет эффективным, если базируется на системном взаимодействии социально-педагогического, социально-нравственного и духовно-нравственного подходов.
Социально-педагогический подход, состоит в организации поэтапного принятия решений, посредством которых рационально сочетается удовлетворение собственных предпочтений старшеклассника и потребностей общества.
Социально-нравственный подход, предполагает определение путей для оптимального решения задач, которые ставит общество и государство перед формирующейся личностью старшеклассника.
Духовно-нравственный подход, способствует реальной оптимизации процесса формирования у развивающейся личности школьника индивидуального стиля в культуросообразной образовательной среде.
В современных условиях создание культуросообразной образовательной среды в наибольшей степени зависит от формирования толерантного информационного пространства. Именно в нем происходит интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое развитие личности. Важным источником данного процесса является целенаправленная работа по отбору тематики и содержания культурологического материала в свете общечеловеческих нравственных, культурных и других ценностей, которая должна осуществляться, прежде всего, в контексте идеи личностно-ориентированного воспитания старшеклассников.
Тонкости педагогики:
Формирование личности в раннем возрасте в контексте детской психологии и
возрастной педагогики
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется многогранность и сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслужив ...
Диагностика уровня развития детей раннего возраста
Для исследования развития детей раннего возраста на базе ДОУ в селе Лариха был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети 3-х лет в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Список детей, участвующих в исследован ...
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией и перееданием уже к 20-30ти годам доводит себя до катастрофического состояния, и ...