Трайтак Д.И., Суматохин С.В. Биология: Животные 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемезина, 2004. - 272.: ил.
На мой взгляд, это один из лучших школьных учебников по зоологии, существующих в настоящее время.
В учебнике представлена статья для учащихся «Школьнику об учебнике», где даются рекомендации по правильному его использованию.
Система изучения материала в учебнике дается в правильной логической последовательности, с постепенным усложнением от простого к сложному. Во введении рассматриваются предмет и объект зоологии, а также значение и разнообразие животного мира. В первой главе излагается материал о строении и разнообразии одноклеточных животных. Большая вторая глава посвящена изучению многоклеточных животных. Рассматривается их общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности отдельных групп и представителей.
Материал излагается доступным языком. Новые понятия выделены курсивом. Прослеживаются межпредметные связи. Осуществляется связь с ранее изученным материалом. Текст параграфов не перегружен научными понятиями и терминами. В каждом параграфе имеется рубрика «Для любознательных», где рассказывается о необычных, интересных явлениях или объектах природы.
В конце каждого параграфа имеются вопросы и задания для закрепления. С их помощью учащиеся могут проверить, насколько хорошо они усвоили материал.
Осуществляется связь с практикой. Данный учебник предусматривает проведение 35-ти лабораторных работ, текст которых приводится либо в конце параграфа, либо по ходу изложения темы. Обязательными для выполнения являются 27 работ, а еще 8 - это работы «для любознательных», выполнение которых не является обязательным для всех учащихся. Для проведения большинства предлагаемых лабораторных работ необходима очень хорошая материальная база. В связи с этим лишь небольшая их часть может быть осуществлена на практике. В этом я вижу основной недостаток рассматриваемого учебника.
Одним из главных достоинств учебника Трайтака Д.И. и Суматохина С.В. являются очень красочные иллюстрации, схемы, таблицы, которые способствуют приобретению значительного объема знаний, развитию логического и абстрактного мышления.
В первом параграфе данной темы (§40) «Общая характеристика и внешнее строение земноводных» представлены три довольно крупных рисунка: многообразие земноводных; покровительственная окраска у земноводных; движение лягушки. Подписи к рисункам находятся непосредственно на самом рисунке, что, на мой взгляд, является наиболее приемлемым для усвоения материала учащимися, вследствие отсутствия необходимости поиска обозначений под рисунком. На данных рисунках можно познакомится с представителями класса земноводные и с их особенностями. А так же с особенностями передвижения, причем как на суше, так и в воде.
В следующем параграфе «Особенности внутреннего строения земноводных» представлен рисунок «Внутреннее строение лягушки» (Рис. 1), на котором изображены как отдельно системы органов, так и в совместном расположении. Кроме того отдельным рисунком вынесены строение головного мозга и строение сердца лягушки.
В параграфе «Размножение, развитие и происхождение земноводных» показан цикл развития лягушки, достаточно подробный и понятный.
В заключительном параграфе темы «Класс Земноводные» «Многообразие земноводных. Их значение в природе и для человека» имеется иллюстрация, на которой отражены отряды земноводных и их основные представители.
Таким образом, иллюстрационный материал представлен достаточно хорошо и обширно, а так же позволяет проводить сравнительную характеристику по рисункам, что очень важно в формировании биологических понятий у учащихся.
В конце книги располагаются содержание и предметный указатель.
Тонкости педагогики:
Виды и формы развлечений
Рекомендуется в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, во время которых дети в интересной, увлекательной форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и неживой природе, узнают поучительные истории о взаимоотношениях между разными ее обитателями. Вызывая ...
Занятия ручным трудом для формирования технических
навыков у детей
Большое место в работе с детьми отводится индивидуальным трудовым поручениям, с помощью которых дошкольников обучают приемам выполнения трудовых действий и воспитывают у них интерес к труду, а также закрепляют недостаточно усвоенные трудовые навыки, знания и умения. Такие поручения помогают воспита ...
Духовно-нравственное
преодоление СДВГ дошкольников
Рассмотрим динамику и один из подходов к заболеванию, т.е., что первично и что вторично. В дошкольном возрасте основным проявлением СДВГ является гиперактивность. Такие дети бесцельно склоняются по группе детского сада, без умолка болтают, мешают занятиям других детей. О наличии у ребенка СДВГ, пре ...