Начало XIX в. было ознаменовано крупными преобразованиями во многих сферах жизни российского общества, в том числе, и в области образования. К началу нового столетия государство еще не успело создать особые органы по управлению системой народного образования. В 1802 г. была проведена министерская реформа, результатом которой явилось учреждение восьми министерств. Важное место среди них отводилось Министерству народного просвещения, главными задачами которого стали «воспитание юношества и распространение знаний». В ведении министерства находились высшие, средние и низшие учебные заведения, Академия наук, Академия художеств, типография, цензура.
Наряду с организацией центрального органа управления делами просвещения, были сформулированы и основные положения о создании новой системы руководства учебными заведениями на местах. Таким центром признавались университеты, которые « .расширяя круг познаний в своих отделениях (округах районах) могут удобно принять на себя надзирание за всеми прочими училищами .».
В январе 1803 г. были утверждены «Предварительные правила народного просвещения», в которых нашли отражение основные принципы организации системы народного образования в России. Предусматривалось создание стройной системы народного образования, включающей четыре рода учебных заведений: приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты. Между ними устанавливались преемственные связи в административном и учебном отношении.
«Предварительными правилами» было задано формирование сети высшего образования России. В соответствии с этим документом создавались учебные округа, объединявшие учебные заведения нескольких губерний. Во главе каждого учебного округа находились университеты. Главной обязанностью попечителя учебного округа являлось открытие университета или его преобразование на новых началах, организация системы управления университета подведомственными ему учреждениями. Попечителю подчинялся ректор университета, который избирался на общем собрании профессоров и утверждался министерством народного просвещения. Ректор управлял не только университетом, но и всеми учебными заведениями округа.
«Предварительными правилами» не только намечался общий план развития университетской сети, но и решалась задача интеграции ранее существовавших университетов во вновь создаваемую систему российского образования. Так устанавливалось, что « .учреждаются университеты для преподавания наук в высшей степени .», и что «ныне назначается их шесть. А именно кроме существующих в Москве, Вильне и Дерпте, учреждаются в округе Санкт-Петербургском, Казани и в Харькове. Затем предназначаются для университетов города: Киев, Тобольск, Устюг-Великий и другие, по мере способов, какие найдены будут к тому удобными».
Среди существовавших в России университетов до учреждения Министерства народного просвещения старейшим являлся Виленский университет, основанный в 1578 г. Однако образцом российского университетского образования стал Московский университет, открытый в 1755 году. Устав, которым руководствовался Московский университет, был принят за основу первого общеуниверситетского устава 1804 г.
Кроме существовавших Московского, Виленского и Дерптского университетов, в 1804 г. были открыты Харьковский и Казанский. Своим основанием многие университеты обязаны широкой поддержке общественности. Ярким примером общественного вмешательства в дело развития высшего образования в России явилось активное участие жителей Харьковской и смежных губерний в учреждении Харьковского университета. Горожанами и представителями дворянства были пожертвованы значительные денежные суммы, земельный участок под строительство здания университета. Конечно, можно согласиться с В.И. Чесноковым, что роль «общественной инициативы» не следует абсолютизировать. Однако условия учреждения университета в Харькове обнаружили зарождение одного из определяющих факторов правительственной деятельности в университетском строительстве: «она шла навстречу проектам в тех городах и губерниях, где имущие сословия при наличии других условий участвовали в финансировании учебного заведения на стадии его учреждения .» .
Тонкости педагогики:
Разновидности и возможности использования учебных
деловых игр
Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых ...
Содержание исторического образования в университетах России
Важной стороной деятельности университетов и министерства народного просвещения являлась работа по организации учебного процесса на факультетах. В рассматриваемый период историческое образование было соединено с филологическим и входило в общую систему философского образования. Российская университ ...
Формирование коммуникативных качеств личности
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгл ...