Рис. 4
У Даши М. звукопроизношение близко к норме, значительные улучшения процессов словообразования, языкового анализа, письма.
Рис. 5
На рисунке видно, что на момент обследования (начало года) у Димы были невысокие результаты по всем категориям, но после проведенной коррекционной работы появились значительные улучшения по всем параметрам обследования.
Рис. 6
На рисунке видно, что после проведенной коррекционной работы есть значительные улучшения (более 80%) по всем компонентам речи.
Рис. 7
Выводы после проведенной коррекционной работы.
После проведенной коррекционной работы можно сделать следующие выводы:
- звукопроизношение близко к норме (звуки не автоматизированы в самостотельной речи);
- слоговая структура между 83-93 %;
- навыки словообразования не достаточно сформированы у Димы Д., Вики Г.
Остальные показатели находятся выше 50 %. Самые низкие показатели, по сравнению со всеми обследованными детьми, у Димы Д., Вики Г.
Со всей группой детей логопедические занятия планируются еще на один год, по ранее описанной программе.
Подводя итоги необходимо заметить, что дисграфия по мнению многих авторов обусловлена условиями жизни и обучения ребенка. Чаще всего дети с интеллектуальной недостаточностью воспитываются в неблагополучных семьях. Поэтому возникновение в последние годы тенденции к увеличению расстройств письма у детей младшего школьного возраста, можно остановить с помощью применения как педагогических методов, логопедических так и медицинских. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме у младших школьников коррекционных школ.
На основании полученных данных сделаны следующие выводы:
1. Понимание механизма нарушения письма и его эффективная коррекция требуют психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников с интеллектуальной недостаточностью.
2. Младшие школьники с дисграфией по характеру нарушений письма, особенностям устной речи и других психических функций представляют собой неоднородную группу.
3. Комплексный (психолого-педагогический и нейропсихологический) подход к анализу дисграфии у детей позволяет обнаружить закономерную взаимосвязь специфических ошибок письма, особенностей устной речи и других психических функций.
4. Обнаруженные у младших школьников, с интеллектуальной недостаточностью, различия в патогенезе специфических нарушений письма и других высших психических функций определяют необходимость дифференцированного комплексного подхода к коррекционной работе по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста, а также нарушений устной речи и других психических функций.
В заключение хочется отметить рекомендации логопеду и родителям, направленные на преодоление нарушения письма у младших школьников:
Логопедам:
- Работа по исправлению нарушений должна строиться с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.
- Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
Тонкости педагогики:
Дидактические условия использования непроизвольной памяти младших
школьников в процессе обучения
Но тогда откуда появляется привычка "зубрить"? Учащиеся начальных классов часто легко принимают задание, однако при выполнении его никак не могут выучить материал. Происходит это потому. Что специальное запоминание требует специальной организации деятельности с материалом. От характера эт ...
Теоретическое обоснование и принципы логопедического воздействия
При устранении нарушений письменной речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей. В связи с этим коррекция нарушений чтения и письма в коррекционной школе должна быть тесно связана с развити ...
Государственная инновационная политика
Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений нау ...