Сегодняшнее общество на фоне общих кризисных явлений переживает, в том числе, и духовный кризис. В последние годы наблюдается заметное понижение уровня нормативной культуры в обществе: всё большее число различных явлений общественной жизни, ранее, безусловно, выходивших за рамки социально-нормативной системы, стали считаться нормальными, допустимыми. Приметой современного времени является невостребованность высокой культуры, господство в обществе материальных ценностей. Прежде всего, это проявляется в оценке подростками различных форм досуговой деятельности, в низком качестве их художественных предпочтений. Эмоциональная обеднённость подростков и юношества в результате общих издержек эстетического и недостаточности нравственного воспитания зачастую выливается в асоциальные действия. Таким образом, сохранение духовных основ общества в процессе эстетического, нравственного и экологического воспитания старшеклассников оказывается одной из важных задач нашего времени [2, с.10].
В условиях рынка, как показала общественная практика, утвердиться могут люди способные, предприимчивые, деловые, профессионально компетентные, умеющие быстро адаптироваться к новым условиям, способные к риску, умеющие принимать решение. Можно утверждать, что современная ситуация ориентирует на воспитание личности делового человека. Сегодня в наборе наиболее важных жизненных ценностей учащейся молодёжи можно назвать: потребность в здоровье, свободе, семье, высокооплачиваемой работе, самоуважении и справедливости. В качестве ценностей как цели жизни они отмечают: нормальную семейную жизнь, дружбу, свободу, счастье, чувство собственного достоинства, саморазвитие и стремление к реализации своих способностей. Во взглядах на ценности как средства достижения жизненных целей преобладает оптимизм, самоконтроль, ответственность, воспитанность и честность. Однако социальные позиции и нравственные принципы, которыми учащиеся старших классов руководствуются в своей жизни, оставляют желать лучшего. Основным ориентиром воспитания сегодня должно быть согласованно принятое в обществе представление об идеале гражданина, его жизненной позиции: гражданина – представителя делового мира, гражданина – среднего и мелкого предпринимателя, гражданина-интеллигента, гражданина-рабочего, гражданина-военного и так далее. Вместе с тем все эти идеалы роднят и объединяют такие черты, как патриотизм, преданность идеалам гуманизма, свободы и демократии. Стремление к личному успеху в жизни на благо родины. Всё это говорит о том, что социально-педагогическая ситуация породила новые проблемы гражданского и нравственного воспитания детей и молодёжи. Среди них – экономическое, экологическое воспитание, неформальные объединения молодёжи, воспитание исторической памяти, патриотизма, эстетического отношения к жизни, правовой культуры. [2, с.11]. Роль средств массовой информации в современной жизни достаточно значима, так как они в значительной степени формируют отношения подростков к происходящим событиям. Телевидение формирует у подрастающего поколения образ новой реальности: "настоящий уважаемый человек – человек с деньгами, обладающий престижными вещами". Современные подростки в основном интересуются тем, что им может в дальнейшем обеспечить жизненный успех. Прежде всего, их интересует курс американского доллара, они мечтают работать за границей, что, по их мнению, обеспечивает материальное благополучие. В сегодняшней социально-экономической ситуации с особенной остротой актуализируются общечеловеческие нравственные ценности: совесть, добро, справедливость, милосердие, человеческое достоинство. Особенно важными воспитательными направлениями сегодня выступают: формирование патриотических чувств, национального самосознания, эстетическое воспитание учащихся средствами отечественного художественного наследия. Культурная неосведомлённость непосредственным образом влияет на массовое, в том числе и политическое сознание молодёжи.
Тонкости педагогики:
Рекомендации по работе с
историческими документами
В работе с историческими источниками важно все: какой источник выбрать, как составить вопросы для его анализа, в какой форме провести этот анализ, как организовать его так, чтобы ребята выполняли задания с удовольствием, чтобы у них появились уважение к источнику и желание вновь обратиться к подобн ...
Возникновение дошкольного образования в России
В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. Большое значение имело религиозное воспитание. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной пед ...
Формы и методы социально-педагогической помощи и поддержки детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации предусматривается система социальных мер в виде содействия, поддержки, услуг, предпринимаемых для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе, создание за ...