В отечественной логопедии процесс формирования письма традиционно рассматривается в рамках единого процесса языкового развития ребенка.
Р.Е. Левина [24] отмечала, что весь путь овладения речью формирует у младшего школьника определенный опыт аналитико-синтетической деятельности как в звуковой сфере, так и в сфере морфологических обобщений, которые составляют важнейшее условие готовности ребенка к усвоению грамматики письма. Признание того, что нарушения письма вторичны по отношению к расстройствам устной речи, позволило связать специфические проявления трудностей освоения письма в основном с несформированностью фонологического уровня языка и нарушением фонетического принципа русского письма. При этом у учащихся младшего школьного возраста с нарушением письма отмечалось наличие более или менее глубоких отклонений в анализаторной деятельности (главным образом речедвигательной или речеслуховой), вследствие чего школьники с трудом овладевали звуковым анализом в период первоначального обучения в школе.
Распространенность специфических ошибок связывалась с глубиной нарушения фонематического слуха и восприятия. Основываясь на этом, к преодолению недостатков письма подходили с позиций формирования взаимодействия различных сторон речи, которое в ходе коррекционной работы должно осуществляться в процессе развития фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка.
Современная логопедия к преодолению нарушений письма строится на изучении психологического строения речевой функции в целом и процесса письма, в частности. В основу понимания механизмов письма и организации коррекционно-логопедической работы были положены учение о функциональных системах, представление о психических процессах как функциональных системах, об их системной и динамической локализации и гетерохронии развития, об интегративной деятельности мозга в процессе психической деятельности.
Трудности овладения навыком письма учащимся начальных классов общеобразовательной школы выявляются довольно часто. Имеется ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф.Спирова, А.В. Ястребова). В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина). [18, 24]. В тоже время многие теоретические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными.
Логопедическая работа в школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.
Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.
Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной логопедической литературы, отражающей современные представления о характере нарушений речи и особенности их коррекции у умственно отсталых школьников.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.
Наиболее распространенными речевыми расстройствами у учеников вспомогательной школы являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи. В связи с этим коррекции этих дефектов речи уделяется особое внимание. В младших классах должна осуществляться наиболее интенсивная коррекция нарушений речи. Традиционно в логопедической практике нарушения письменной речи рассматриваются как следствие патологии устной (Р.Е. Левина, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева и др.)
Разработка, теоретическое обоснование и практическая реализация методов исследования, позволяющего определить закономерности овладения письмом младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, наметить и реализовать новые коррекционно-методические подходы к их обучению определяют актуальность исследования.
Поиск новых подходов к решению данной проблемы является целью исследования.
Объектом исследования были особенности письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной колы – интерната УШ вида г.Шатуры.
Предметом исследования являлось:
- выявление нарушений письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью;
- поиск новых подходов к преодолению нарушений письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
- разработать и апробировать вариант методики обследования письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- выявить специфические закономерности нарушений письма у детей данной категории;
- методически обосновать теоретические основы коррекционно–педагогического воздействия, направленного на преодоление нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики его предмета в соответствии с целью, задачами и включали в себя:
- теоретический анализ педагогической, лингвистической, психологической, методической литературы по изучаемой проблеме;
- изучение истории развития каждого ребенка и всей имеющейся в коррекционном учреждении медико–педагогической документации;
- обследование детей с нарушениями письма;
- наблюдение за детьми в процессе учебных занятий, играх и быту;
- беседы с родителями, детьми;
- констатирующий эксперимент;
Следует помнить, что параллельно с коррекционными задачами важно выявлять зону ближайшего развития детей, воспитывать у них чувство языка и при планировании занятий учитывать эти задачи.
Умственно отсталые дети с самого раннего возраста нуждаются не только в медицинской помощи, но также в специальных условиях и методах воспитания и обучения. Уровень приспособления их к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.
Структура квалификационной работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литература, приложения. В введении описаны: актуальность, цель, предмет, задачи и методы исследования. В 1 главе рассмотрены особенности нарушений речи детей с интеллектуальной недостаточностью. Во 2 главе проведено экспериментальное изучение детей с нарушением письма. Описана методика обследования учащихся младших классов. В 3 главе представлена программа коррекционно – логопедической работы по устранению нарушений письма, проведен контрольный эксперимент. В заключении представлены рекомендации логопеду и родителям, направленные на преодоление нарушения письма у младших школьников. В приложении представлен картинный материал по обследованию, примеры диктантов, схема обследования, речевая карта.
Тонкости педагогики:
Интонационные средства
Интонация – это сложный комплекс элементов, таких, как интенсивность. Методика, логическое ударение, пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. Они входят в понятие «интонация», поэтому ставить эти элементы в один рад с термином «интонация» нельзя. Произнося фразу, мы используем ...
Механизм моторной алалии
Под механизмом того или иного дефекта речи следует понимать нарушения структуры и функционирования языковой функциональной системы. Механизм можно рассматривать в разных аспектах. Существующие концепции объяснения механизма алалии условно можно разделить на три группы: сенсомоторные; психологически ...
Состояние работы по развитию словаря старших
дошкольников в практике ДОУ
С целью выяснения состояния исследуемой проблемы в практике ДОУ был проведен констатирующий эксперимент со старшими дошкольниками. В обследовании приняли участие 40 детей, которые были определены в экспериментальную и контрольную группы. Целью данного этапа было выявление уровня развития словаря, к ...