- самостоятельный поиск орфографических ошибок;
- запись под диктовку;
- списывание с рукописного и печатного текстов;
- осложненные задания логического и грамматического характера;
- слуховой диктант со зрительным самоконтролем;
- графический диктант.
Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения делится на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся диагностическое обследование, беседа с родителями и заполнение документации. В конце каждого года обучения – подведение итогов, направленное на выявление динамки в преодолении нарушений письменной речи.
В зависимости от сложности нарушения письма количество учебных часов варьируется. Время освоения содержания каждого этапа индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы.
Содержание коррекционной работы на фонетическом уровне.
Дети знакомятся с работой артикуляционного аппарата, со способами
образования звуков речи, познают взаимосвязь между звуком и буквой. У них формируется понятие о букве как о графическом образе звука.
Большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство (л – м, п – т, и – ш, ц – щ; б – д, в – д, у – ч, г – р). Ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство (в первую очередь гласных первого и второго ряда). Знакомятся с обозначением мягкости согласных посредством гласных второго ряда и мягкого знака.
Первый этап коррекционной работы завершается дифференциацией согласных звуков, формированием понятия о звонких и глухих звуках, объяснением сходства и различия.
Содержание коррекционной работы на лексическом уровне.
Работа на втором этапе начинается с уточнения и расширения словарного запаса. Школьники получают представления о слове, слоговом анализе и синтезе слов, усваивают роль ударения в устной речи, знакомятся со способами словообразования: суффиксальным, префиксальным, суффиксально – префиксальным, учатся подбирать родственные слова.
Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне.
Третий этап начинается с работы над предложением. У детей формируется навык определения количества и последовательности слов в предложении, навык смыслового, интонационного и грамматического оформления, учатся правильно согласовывать различные части речи.
На всех этапах коррекции ведется работа над формированием связной речи.
Итоговый контроль включает следующие проверочные работы: слуховые диктанты, письмо по памяти, списывание с рукописного и печатного текста, грамматические задания по изучаемым темам. Результативности работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Успех коррекционной работы в полной мере возможен лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Данная программа предусматривает широкое использование занимательного и игрового материала, наглядно – практических методов. Тематическое планирование (см. приложение 5).
В течение одного года дети обучались по данной программе. В конце года учащиеся были обследованы по вышеописанной методике.
Таблица 12
1. Результаты обследования звукопроизношения
Учащиеся |
Итого |
Свистящие |
Шипящие |
Р, Рь |
Л, Ль |
Другие звуки |
% | |||||||
1 |
28б. |
6 |
6 |
4 |
6 |
6 |
93 | |||||||
2 |
26б. |
6 |
4 |
4 |
6 |
6 |
87 | |||||||
3 |
28б. |
6 |
6 |
4 |
6 |
6 |
93 | |||||||
4 |
28б. |
6 |
6 |
4 |
6 |
6 |
93 | |||||||
5 |
30б. |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
100 | |||||||
Тонкости педагогики:
Анализ УМК «New Millennium English
– 11» с целью определения эффективности используемых аудиоматериалов
Традиционно учителя иностранного языка нашей страны обучают учащихся английскому языку, опираясь на какой-либо учебник. Существующие до 2000 года учебники были ориентированы больше на обучение грамматике, лексике и чтению, чем на обучение устной речи. В связи с этим становится вполне понятным интер ...
Основные функции и социальный статус семьи
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспит ...
Определение и сущность воображения
Деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы сущес ...