Программа коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений письма

Современная педагогика » Нарушения письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью » Программа коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений письма

Страница 2

- самостоятельный поиск орфографических ошибок;

- запись под диктовку;

- списывание с рукописного и печатного текстов;

- осложненные задания логического и грамматического характера;

- слуховой диктант со зрительным самоконтролем;

- графический диктант.

Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения делится на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся диагностическое обследование, беседа с родителями и заполнение документации. В конце каждого года обучения – подведение итогов, направленное на выявление динамки в преодолении нарушений письменной речи.

В зависимости от сложности нарушения письма количество учебных часов варьируется. Время освоения содержания каждого этапа индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы.

Содержание коррекционной работы на фонетическом уровне.

Дети знакомятся с работой артикуляционного аппарата, со способами

образования звуков речи, познают взаимосвязь между звуком и буквой. У них формируется понятие о букве как о графическом образе звука.

Большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство (л – м, п – т, и – ш, ц – щ; б – д, в – д, у – ч, г – р). Ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство (в первую очередь гласных первого и второго ряда). Знакомятся с обозначением мягкости согласных посредством гласных второго ряда и мягкого знака.

Первый этап коррекционной работы завершается дифференциацией согласных звуков, формированием понятия о звонких и глухих звуках, объяснением сходства и различия.

Содержание коррекционной работы на лексическом уровне.

Работа на втором этапе начинается с уточнения и расширения словарного запаса. Школьники получают представления о слове, слоговом анализе и синтезе слов, усваивают роль ударения в устной речи, знакомятся со способами словообразования: суффиксальным, префиксальным, суффиксально – префиксальным, учатся подбирать родственные слова.

Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне.

Третий этап начинается с работы над предложением. У детей формируется навык определения количества и последовательности слов в предложении, навык смыслового, интонационного и грамматического оформления, учатся правильно согласовывать различные части речи.

На всех этапах коррекции ведется работа над формированием связной речи.

Итоговый контроль включает следующие проверочные работы: слуховые диктанты, письмо по памяти, списывание с рукописного и печатного текста, грамматические задания по изучаемым темам. Результативности работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Успех коррекционной работы в полной мере возможен лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Данная программа предусматривает широкое использование занимательного и игрового материала, наглядно – практических методов. Тематическое планирование (см. приложение 5).

В течение одного года дети обучались по данной программе. В конце года учащиеся были обследованы по вышеописанной методике.

Таблица 12

1. Результаты обследования звукопроизношения

Учащиеся

Итого

Свистящие

Шипящие

Р, Рь

Л, Ль

Другие звуки

%

1

28б.

6

6

4

6

6

93

2

26б.

6

4

4

6

6

87

3

28б.

6

6

4

6

6

93

4

28б.

6

6

4

6

6

93

5

30б.

6

6

6

6

6

100

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Трудовая изобразительная деятельность детей
Игра «приемы приклеивания деталей без разметки», развивает ассоциативное мышление, умение создавать образ по ассоциации с формой предмета. Игра воспитывает аккуратность, дисциплинированность, эстетический вкус. Оборудование для воспитательницы: образец изделия, природный материал, заготовка для осн ...

Развитие интеллекта младшего школьного возраста средствами компьютера
Радикальные изменения, происхо­дящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, спо­собных принимать нестандартные ре­шения, умеющих творчески мыслить, т.е интеллектуально развитых людей. Школа должна подготовить челове­ка думающего и мыслящего, кото­рый не только имеет знания, но ...

Технология опыта
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключе ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru