Для успешной коррекции нарушений письма у учащихся 2-4-х классов важно грамотно оценить состояние письменной речи и особенности развития психологических предпосылок для её формирования. Важно знать психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. И только на этой основе определять направления, содержание и приёмы развития и коррекции письменной речи. Полноценное обследование и оказание помощи детям младшего школьного возраста, испытывающим трудности при обучении письменной речи, требуют участия не только учителя – логопеда, но и других специалистов: педагога – психолога, психоневролога.
При составлении программы использовались системы коррекционной работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Е.В. Мазановой.
При планировании коррекционной работы учитывались следующие недостатки:
- смешение графически сходных букв (ш – щ, п – т, и – у, б – д, к – н, п – р, к – р, х – ж);
- ошибки обозначения границ предложения;
- пропуски согласных и гласных букв;
- ошибки обозначения границ слова;
- ошибки обозначения твердости – мягкости согласных;
- персеверации букв и слогов (Андрюша –«Андрюша»);
- смешение букв, обозначающих согласные звуки (звонкие – глухие «коза – коса», аффрикаты и их компоненты «птички – птицки», соноры «роза – лоса», свистящие – шипящие «шляпа – сляпа»);
- смешение гласных (набухли – «набохли»);
- антиципации несоблюдение последовательного написания букв (гнезда – «знезда»);
- пропуски и вставки букв и слогов;
- реверсии букв и слогов (село – «лесо»);
- «зеркальное» написание букв;
- трудности в воспроизведении предложения из 4 – 5 слов;
- ошибки при списывании;
- затруднения при нахождении ошибок во время проверки письменной работы;
- в структурном построении предложения;
- неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложении;
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок;
- бедный словарный запас;
- затруднения в подборе проверочных слов.
Цель программы: коррекция нарушений письменной речи учащихся 2 класса с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи программы:
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематическую дифференциацию звуков, зрительную дифференциацию строчных букв, внимание, память, мышление.
- Обогащать и активизировать словарь.
- Формировать навык самоконтроля, орфографическую зоркость, фразовую речь.
- Выработать умение различать твердые и мягкие согласные.
Организация процесса обучения: в зависимости от особенностей нарушения проводятся групповые и индивидуальные занятия.
Концептуальность: данная программа написана в соответствии с основными принципами логопедического воздействия и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа опирается на следующие специальные принципы:
- этиопатогенетический;
- системности учета структуры речевого нарушения;
- комплексности;
- дифференцированного подхода;
- поэтапности;
- учета личностных особенностей;
- использование обходного пути.
При обучении используются практические, наглядные, словесные методы:
- различные упражнения по развитию мышления и воображения;
- игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха;
- упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись;
- восстановление пропущенных букв;
Тонкости педагогики:
Методика обучения иноязычной лексике в школе
В содержание обучения лексической стороне иноязычной речи входят три компонента: лингвистический, психологический и методологический. Лингвистический компонент представлен научно отобранным и организованным словарём. Невозможно изучить весь словарный состав языка, т.к. в практике общения люди обход ...
Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у умственно отсталого ребёнк ...
Условия формирования трудолюбия в семье
Ребенок воспитывается многими обстоятельствами. Но эффективное воспитание возможно, когда воздействие обстоятельств будут управляемы. Из всех влияний наиболее значимыми оказываются семейные. С момента рождения ребенок находится в контакте с родителями. Из социальной психологии известно, что ранние ...