Содержание программы по изучению уровня сформированности устной и письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Современная педагогика » Нарушения письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью » Содержание программы по изучению уровня сформированности устной и письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 2

Шестая группа: Уменьшительно-ласкательная форма существительных.

3 балла – правильная форма;

2 – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте;

0 – неправильная форма слова или отказ назвать.

Максимальный балл – 120.

4 – й этап проверяет синтаксис, или возможности грамматического структурирования. Эта серия содержит 42 пробы, скомпонованные в семь групп. (Картинный материал см. Приложение № 4).

Первая группа — это составление фраз по картинкам, предложенным Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой. Картинки подобраны таким образом, что фразы могут значительно отличаться по длине, грамматической и лексической сложности. Первые пять картинок предусматривают использование конструкций «подлежащее — сказуемое — простое дополнение» (Девочка режет колбасу). Вторые пять картинок гораздо сложнее, поскольку требуют использования предлогов, как простых (в, под), так и более сложных. Последние пять картинок самые трудные, так как предусматривают построение предложений с прямым и косвенным дополнением, однородными членами, инфинитивной группой или сложных предложений (Школьница пришла навестить свою больную подругу и принесла ей цветы. Мальчик несет лестницу, чтобы помочь малышу достать шарик, который зацепился за ветку). Эти пробы очень информативны. Они провоцируют не только грамматические, но и многочисленные лексические ошибки, а также выявляют трудности смыслового программирования. Все ошибки фиксируются, но при начислении баллов за эту серию принимаются во внимание только грамматические ошибки, остальные в виде штрафных баллов учитываются в других разделах методики.

Оценка за грамматическое структурирование

3 балла – правильное выполнение;

2 – неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса;

1 – негрубые аграмматизмы, параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств), упрощение структуры предложения, использование развернутойпомощи в виде нескольких вопросов;

0 – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.

Вторая группа содержит пять проб, предусматривающих составление предложений из слов, которые даются в начальной форме (Петя, купить, шар, красный, мама). Это — сложные задания, которые требуют не только правильного грамматического структурирования, но и построения верной смысловой программы. При выполнении наблюдаются пропуски и замены слов, смысловые и грамматические ошибки, нарушение порядка слов. Оценка за грамматическое структурирование:

3 балла – правильное выполнение;

2 – неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса;

1 – негрубые аграмматизмы, пропуск нескольких членов предложения, необходимость развернутой помощи в виде нескольких вопросов;

0 – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.

Третья группа содержит пять проб на повторение предложений разного словонаполнения и грамматической сложности. Известно, что ребенок может воспроизвести предложение того уровня грамматической сложности, которым он овладел в собственной речи. Эти пробы имеют комплексный характер. На успешность их выполнения влияют объем вербального материала, качество слухового восприятия и слухоречевой памяти. Среди типичных ошибок при выполнении этой группы заданий встречаются вербальные и реже литеральные парафазии. Ребенок нередко затрудняется в поиске слов и испытывает трудности при удержании смысловой программы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Особенности младшего школьного возраста
Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 7 до 11 лет. Этот возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, ч ...

Теоретические основания, цели и задачи использования ЕГЭ по английскому языку
Как известно, начиная с 2001 года, в Российской Федерации вводится единый государственный экзамен для всех выпускников общеобразовательных учебных заведений (принятая аббревиатура – ЕГЭ). Единый государственный экзамен - это экзамен с использованием заданий стандартизированной формы - контрольных и ...

Экспериментальное исследование воображения детей старшего дошкольного возраста
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МОУ ДО "Центр развития ребенка - д/с №345", общеразвивающего вида. Количество испытуемых 30 человек, по 15 человек из экспериментальной и контрольной групп. Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развити ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru