В ходе констатирующего эксперимента было проведено логопедическое обследование устной речи, письменной речи и уровня развития психологической базы речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VIII вида г. Шатура. Всего экспериментальным участием было охвачено 5 учащихся с нарушением интеллекта (олигофрения в степени дебильности).
Обследование начиналось со сбора общих сведений о ребенке, изучения анамнеза, изучения медицинских карт, беседы с родителями. Были сложности во время беседы с родителями, так как многие данные они не могли вспомнить, а в картах развития данные отсутствовали. Полученные данные можно отразить в таблице.
Таблица 1
Результат анализа анамнестических данных
Фамилия Имя |
Характер беременности |
Характер родов |
Раннее психомоторное развитие |
Перенесенные ребенком заболевания |
Речевой анамнез |
Настя А. (1) |
Употребление алкоголя, курение |
Асфиксия |
Задержка в развитии |
Частые простудные и инфекционные заболевания. |
Задержка речевого развития |
Вика Г. (2) |
Тяжелый токсикоз I половины; |
Затяжные роды, стимуляция |
Задержка в развитии |
Частые ОРВИ, в/оспа |
Задержка речевого развития |
Даша М. (3) |
Тяжелый токсикоз I половины |
Стремительные роды, асфиксия |
Задержка в развитии |
дисбактериоз |
Задержка речевого развития |
Дима Д. (4) |
Употребление алкоголя, курение |
Травма шейного отдела позвоночника |
Задержка в развитии |
Частые ОРВИ, дисбактериоз |
Задержка речевого развития |
Ваня Ш. (5) |
Соматические заболевания матери |
Родовозбуждение |
Задержка в развитии |
Краснуха в 2 года, частые ОРЗ |
Задержка речевого развития |
Анализ анамнестических данных, медицинской документации, протоколов МППК позволил установить, что у всех исследуемых детей пренатальный, перинатальный, постнатальный периоды протекали с отклонениями: тяжелые токсикозы беременности, инфекции, интоксикации, в том числе и лекарственными препаратами, хронические заболевания матери, употребление алкоголя, курение во время беременности, патология родов, травмы, родовозбуждение, инфекционный заболевания детей, перенесенные в раннем возрасте. В анамнезе отмечается органическое поражение центральной нервной системы, повлекшее снижение интеллекта до степени дебильности. Ранее психомоторное и речевое развитие протекало с задержкой.
Таблица 2
1. Результаты обследования звукопроизношения
Учащиеся |
Итого |
Свистящие |
Шипящие |
Р, Рь |
Л, Ль |
Другие звуки |
% |
1 |
18б. |
6 |
0 |
0 |
6 |
6 |
60 |
2 |
8б. |
0 |
0 |
0 |
2 |
6 |
27 |
3 |
22б. |
6 |
6 |
2 |
2 |
6 |
73 |
4 |
20б. |
6 |
6 |
0 |
2 |
6 |
67 |
5 |
26б. |
6 |
6 |
2 |
6 |
6 |
86 |
Тонкости педагогики:
Развитие способов и методов обучения
Методы обучения на сегодняшний день можно определить как способы и алгоритмы изложения содержания учебного материала, направленные на его восприятие и усвоение. С организационной точки зрения каждый метод обучения представляет собой систему взаимных связей преподавателя и учащихся, направленных на ...
Сущность социально-педагогического сопровождения
История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая — всего 10—15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействии специали ...
Духовно-нравственное
преодоление СДВГ дошкольников
Рассмотрим динамику и один из подходов к заболеванию, т.е., что первично и что вторично. В дошкольном возрасте основным проявлением СДВГ является гиперактивность. Такие дети бесцельно склоняются по группе детского сада, без умолка болтают, мешают занятиям других детей. О наличии у ребенка СДВГ, пре ...