0 – невозможность самостоятельного построения связного текста.
Критерий грамматического оформления
15 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;
10 – рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов;
5 – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо паранрамматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);
0 – множественные аграмматизмы.
Критерий лексического оформления
15 баллов – адекватное использование вербальных средств;
10 – длительный поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;
5 – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звуковой стороны слов;
0 – далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.
Максимальный балл – 60. б) пересказать текст «Галка и голуби» (это задание сложнее предыдущего, оно провоцирует множественные лексические, грамматические и семантические ошибки).
Пробы на связную речь имеют комплексный характер. Для того чтобы можно было определить природу трудностей, оба задания оцениваются по четырем критериям: смысловой адекватности, возможности программирования текста, грамматического оформления и лексического оформления. По совокупности оценок вычисляется общий балл за выполнение задания.
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения:
15 баллов – правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего;
10 – неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;
5 – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;
0 – искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.
Критерий возможности программирования текста
15 – пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения;
10 – пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связующих звеньев, или неоправданные повторы однотипных связующих элементов;
5 – тенденция к фрагментарности текста, к перечислению событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов или грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов дл построения текста или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;
0 – невозможность построения связного текста даже в условиях помощи в виде вопросов.
Критерий грамматического оформления
15 – пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;
10 – пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;
5 – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);
0 – множественные аграмматизмы.
Критерий лексического оформления
15 – адекватное использование вербальных средств;
10 – поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;
5 – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звукового состава слова выгнули вместо «выгнали» и т. д.);
0 – далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.
Тонкости педагогики:
Содержание программы по изучению уровня сформированности устной и
письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью
Методика состоит из 9 разделов. (Карта обследования см. Приложение №2). 1 – й этап направленный на исследование звукопроизносительной стороны речи и включает в себя 5 проб. Все звуки разделены на 5 групп: 1 группа – свистящие С, Сь, З, Зь, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 – Л, Ль; 4 – Р, Рь; 5 – другие ...
Своеобразие методики формирования представлений и положительного отношения
к комнатным растениям
Как известно, в дошкольном возрасте слово ребенка часто расходится с делом. Поэтому дети могут давать прекрасные ответы на вопросы, что делать в той или иной ситуации, но в реальной жизни будут действовать иначе. Отношение к природе выявить гораздо сложнее, так как оно проявляет себя по-разному: в ...
Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего
эксперимента
Проблема формирования словаря у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики при различных речевых нарушениях и о методике её формирования и развития является особо актуальным. Формирование словарного запаса имеет большое значение для развити ...