Содержание программы по изучению уровня сформированности устной и письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Современная педагогика » Нарушения письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью » Содержание программы по изучению уровня сформированности устной и письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 4

0 – невозможность самостоятельного построения связного текста.

Критерий грамматического оформления

15 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 – рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов;

5 – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо паранрамматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 – множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 баллов – адекватное использование вербальных средств;

10 – длительный поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;

5 – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звуковой стороны слов;

0 – далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Максимальный балл – 60. б) пересказать текст «Галка и голуби» (это задание сложнее предыдущего, оно провоцирует множественные лексические, грамматические и семантические ошибки).

Пробы на связную речь имеют комплексный характер. Для того чтобы можно было определить природу трудностей, оба задания оцениваются по четырем критериям: смысловой адекватности, возможности программирования текста, грамматического оформления и лексического оформления. По совокупности оценок вычисляется общий балл за выполнение задания.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения:

15 баллов – правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего;

10 – неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;

5 – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;

0 – искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.

Критерий возможности программирования текста

15 – пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения;

10 – пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связующих звеньев, или неоправданные повторы однотипных связующих элементов;

5 – тенденция к фрагментарности текста, к перечислению событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов или грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов дл построения текста или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 – невозможность построения связного текста даже в условиях помощи в виде вопросов.

Критерий грамматического оформления

15 – пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 – пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;

5 – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 – множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 – адекватное использование вербальных средств;

10 – поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;

5 – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звукового состава слова выгнули вместо «выгнали» и т. д.);

0 – далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Содержание программы по изучению уровня сформированности устной и письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью
Методика состоит из 9 разделов. (Карта обследования см. Приложение №2). 1 – й этап направленный на исследование звукопроизносительной стороны речи и включает в себя 5 проб. Все звуки разделены на 5 групп: 1 группа – свистящие С, Сь, З, Зь, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 – Л, Ль; 4 – Р, Рь; 5 – другие ...

Своеобразие методики формирования представлений и положительного отношения к комнатным растениям
Как известно, в дошкольном возрасте слово ребенка часто расходится с делом. Поэтому дети могут давать прекрасные ответы на вопросы, что делать в той или иной ситуации, но в реальной жизни будут действовать иначе. Отношение к природе выявить гораздо сложнее, так как оно проявляет себя по-разному: в ...

Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента
Проблема формирования словаря у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики при различных речевых нарушениях и о методике её формирования и развития является особо актуальным. Формирование словарного запаса имеет большое значение для развити ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru