Прежде чем говорить об интерактивных приемах, необходимо иметь представление об интерактивном обучении. Интерактивное обучение - это обучение через опыт. Существуют значительные отличия этого обучения от традиционного. Во-первых, процесс (цикл) интерактивного обучения включает в себя:
переживание участниками конкретного опыта (это может быть игра, упражнение, изучение определенных ситуаций)
осмысление полученного опыта
обобщение (рефлексия)
применение на практике
Продемонстрировать полный цикл интерактивного обучения легче всего на конкретном примере: упражнение “живая линия”. Участникам предлагают выстроиться вдоль воображаемой линии (линия может, например, идти по диагонали класса) в зависимости от точки зрения, которой они придерживаются по поводу обсуждаемой темы. Темой для обсуждения может стать например тема целесообразности введения суда присяжных в нашей стране. Тогда на левом ”полюсе" - сторонники введения суда присяжных, на правом - противники, в центре - сомневающиеся. Двое участников выбираются “наблюдателями”. В их задачу входила фиксация всего происходящего, особенно перемещений вдоль линии.
Представителям различных точек зрения предложено по очереди (не более одной минуты каждому) приводить по одному аргументу в защиту своего убеждения, а остальным участникам - менять свое положение на линии в сторону одного или другого полюса (сделать шаг или несколько шагов) в зависимости от того, насколько аргументы выступающих их убедили. Задания “обязательно переместиться ” нет, но оговаривается необходимость искреннего и полного включения в игру. За упражнением следует обсуждение. Первыми выступают “наблюдатели”, которые подробно описывают увиденное со стороны. Часто они отмечают, как трудно им было сохранить позицию, как хочется “вступить в бой”. Затем участникам задается вопрос, о том, что они чувствовали, выполняя это упражнение. Ответы обычно искренние, никто не остается равнодушным. Люди испытывают: “чувство стыда, что я стою посередине, и у меня нет своей позиции”, “страх показаться легкомысленным оттого, что я часто переходил от одного полюса к другому ”, “раздражение, что мало времени, и я не успеваю придумать убедительные аргументы ”. Некоторые участники отмечают, что их собственное поведение стало для них неожиданностью и заставило о многом задуматься.
Следующий этап обобщение полученного опыта. Здесь могут прозвучать слова о том, как важно иметь собственное мнение, что каждая позиция имеет право на существование и уважение, если она осмыслена и обдумана. Для педагога обобщать - значит ставить себя на место учеников, представлять, чему их можно научить, для каких учебных и воспитательных целей можно использовать это упражнение.
При этом в упражнении были задействованы все три канала восприятия информации учениками: визуальный (тема обсуждения записана на доске и находится всегда перед глазами участников), аудиальный и кинестетический.
Еще одно определение интерактивного обучения - “обучение, погруженное в процесс общения”, т.е. основанное на взаимодействии ученика с другими учащимися и с педагогом. При этом учебная ситуация меняется так, что учитель из лектора превращается во внимательного, заинтересованного собеседника. К методам интерактивного обучения относятся и такие, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний.
Такие занятия позволяют детям самостоятельно решать трудные проблемы, выйдя из привычной роли наблюдателя и потребителя; создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. Корень многих конфликтов между учителями и учащимися - в отсутствии условий для равноправного диалога; энергия и активность подростков, которая может быть реализована в взаимодействии с учителем, становится невостребованной и в какие-то моменты, иногда самые неподходящие, прорывается наружу. Ученик хочет быть субъектом общения, но так как условий для общения не создано он сам захватывает “коммуникативное поле” как умеет. Именно интерактивный цикл обучения предоставляет ученику “законное" пространство и время для высказывания своих чувств и мыслей и определения своей позиции. Он предусматривает для этого два отдельных этапа - этап осмысления, т.е. словесное выражение и анализ чувств участников во время упражнения, и этап обобщения, когда ученикам предлагается сформулировать мысли и выводы, к которым подвело их выполнение этого упражнения.
Тонкости педагогики:
Особенности развития речи младших школьников
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лекси ...
Ознакомление с различными видами труда взрослых в
воспитании трудолюбия
В процессе трудовой деятельности развивается образное художественное воображение, умение перевоплощаться в различные роли, что очень тесно связано у детей с их потребностью в игре. Введение элементов игры является одним из средств, содействующих активизации конструкторской технической мысли, развит ...
Классификация физкультурных праздников
Анализ научно-методической литературы по организации физкультурных праздников с дошкольниками позволяют сформулировать основные подходы к их классификации. В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ста ...