Способ целых слов. Тут детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом способе не учат ни наименований букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. Позже того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова зачастую встречаются.
В России данный способ известен как способ Глена Домана. Поборники раннего становления увлекались им в 90-х годах.
Способ целого текста. В чем-то схож с способом целых слов, но огромнее апеллирует к языковому навыку ребенка. Скажем, дается книга с интересным сюжетом. Ребенок читает, встречает неизвестные слова, о смысле которых ему надобно додуматься с подмогой контекста либо иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов.
Цель этого подхода - сделать процесс чтения славным. Одна из особенностей - фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово ненормально, его не исправляют. Лидирующий довод: чтение, как и освоение разговорного языка, обычный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса независимо.
Способ Зайцева. Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, либо из согласной и твердого либо мягкого знака, либо же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал разными по цвету, размеру и звуку, тот, что они издают. Это помогает детям ощутить разницу между гласными и согласными, громкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.
Методология относится к фонетическим способам, чай склад - это либо слог, либо фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает представление о буквенно-звуковых соответствиях, от того что на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы "поодиночке".
Способ Мура. Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит особая печатная машинка. Она произносит звуки, а также наименования знаков препинания и цифр, когда нажимаешь на соответствующую клавишу. На дальнейшем этапе ребенку показывают сочетания букв, скажем, примитивные слова, и просят набрать их на печатной машинке. И так дальше - писать, читать и печатать.
Способ Монтессори. Мария Монтессори давала детям буквы алфавита и учила узнавать их, писать и произносить. Позднее, когда дети научались соединять звуки в слова, она предлагала соединять слова в предложения.
Приемы обучения чтению.
Изначальная задача педагога - обеспечить насыщенное улучшение чтения учащихся. Младшие школьники обязаны овладеть целостными приемами чтения, т.е. чтением словами, содействующим слиянию технической стороны чтения и пониманию прочитанного в цельный процесс, освоить так называемое темповое чтение и к концу обучения в исходной школе овладеть сознательным и колоритным чтением с ориентировочным темпом 90 - 100 слов в минуту и выше.
В педагогических спецтехнологиях, как бы сами по себе они не были научно обоснованы и проверены, личностный фактор неизменно имеет крупное, а изредка определяющее значение. Не нечаянно эпохальный педагог В.Г. Белинский подметил, что даже самое ветхое (т.е. вестимое) может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим суждением, подходом, и ваш метод выражения и самому ветхому должен придать нрав новизны.
При обучении детей навыкам сознательного чтения следует рассматривать психолого-физиологическую природу чтения. Для этого педагог в своей работе по обучению чтению применяет комплексы упражнений. Среди традиционных комплексов есть такие, которые теснее применяли педагога - новаторы. Скажем,
Тонкости педагогики:
Проблема классификации методов обучения
Проблема классификации методов обучения представляется одной из самых сложных проблем современной дидактики. При классификации по источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. В свою очередь, к словесным относятся методы работы с книгой, лекционные метод ...
Понятие и сущность процесса социализации
Социализация как процесс – это особенности социального становления личности. Социализация как результат – это характеристика социального становления человека в соответствии с его возрастом или уровнем развития [15, с. 48]. Социальная педагогика изучает социальные проблемы человека на различных этап ...
Анализ учебно-программной документации
Специальность 030500.06-Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника, компьютерные технологии) специализации 030501.06 Дисциплина «Компьютерные Коммуникации и Сети»: изучается на 3 курсе в 5 и 6 семестре; зачет в 5 семестре, в 6 семестре – курсовая работа и экзамен; на дисциплину ...