Трудовое воспитание - это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них трудолюбия.
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. В начальной школе ребенок усваивает специальное психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, физкультуру, рисование, ручной труд и др. виды учебной деятельности. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. (17, с.249).
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении. В школе он приобретает определенный социальный статус. Меняется весь уклад жизни ребенка. Вступая в этот возраст, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность для него становится ведущей. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых. (10, с.254).
Младший школьный возраст – это самоценный период. В это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. В период младшего школьного возраста происходит естественный всплеск его творческой активности. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направить ее, раскрыть двери в сложный, но такой привлекательный для младших школьников окружающий мир. Помочь сделать верные шаги в нем призваны школа и учитель. (5, с.13).
Школа по самой своей сути должна быть общеобразовательной, трудовой. Трудовое воспитание в ней неразрывно связано с жизнью и производственным трудом. Ведущим условием воспитательной эффективности детского труда является его содержательность, личностная и общественно-полезная значимость, современная техническая и технологическая оснащенность, организация, высокая производительность.
Известно что, чем более современным и рентабельным является производство, тем более четко организована жизнь коллектива, в котором участвуют школьники, тем выше эффективность воспитания труда. Психологический закон организации детского труда требует, чтобы школьники непременно добивались успеха, могли проявить творчество, так как успех формирует самостоятельность, уверенность в себе, закрепляет умения и навыки, воспитывает потребность в труде. А неудачи в трудовой деятельности угнетают психику детей и парализуют волю. Важный педагогический закон заключается в том, чтобы дать детям возможность осознать значимость целей труда, своего участия в нем, зависимость достижения успеха от коллективных усилий. Школьнику надо убедиться на практике в том, что интересы коллектива и его личные неразрывно связаны, формировать в себе чувство коллективизма. В качестве основных стимулов труда выступают стремление к личному успеху, пробуждение чувства долга, ответственности перед коллективом и самим собой. Школьнику важно уяснить смысл, содержание, технологию процесса для того, чтобы напрягать свои силы столько, сколько может вынести его молодой организм и психика. Только в этом случае труд ведет к успеху и становится источником радости. (12, с.252). Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуется два других личностных качеств ребенка: трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает при повторяющихся успехах, при приложении достаточных усилий и приучении ребенком поощрения за это.
Трудолюбие в начальный период школьного обучения развивается и укрепляется в учении и труде. Благоприятными условиями для развития у школьников трудолюбия является то обстоятельство, что в начале учебная деятельность представляет для них большие трудности, которые нужно преодолевать. Перечислим некоторые из них – это адаптация к новым условиям жизни; проблемы, связанные обучением чтению, счету, письму; новые заботы, возникающие у ребенка в школе и дома. В развитии у детей этого качества большую роль играет разумная система поощрения ребенка за успехи. Она должна быть ориентирована на те достижения, которые трудны, определяются прилагаемыми усилиями. Немаловажное значение приобретает и вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должен поддерживать учитель.
Трудолюбие возникает и тогда, когда ребенок получает удовлетворение от труда. Оно, в свою очередь, зависит от того, как учеба и труд младшего школьника удовлетворяют потребности, характерные именно для детей этого возраста. Стимулами, подкрепляющими успехи в этих видах деятельности, должны выступать те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции. (18,с.174).
Тонкости педагогики:
Общее описание интерактивной доски Smart Board
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере [52]. Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc ...
Сотрудничество детского сада и семьи
В настоящие годы к дошкольному учреждению предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения – освобождение женщины – матери для участия в общественном производстве. Возрастание роли образования, которое наблюдаетс ...
Этапы развития образования на разных стадиях развития общества
Этап первобытно-общинной стадии развития По мнению официальной (светской) науки, человечество берет начало своей истории в первобытно-общинных отношениях. Это отношения между членами популяции существ, базирующиеся на временном (2) - по необходимости, в связи с важным событием, например охотой или ...